Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Родной брат Магомаева по матери мог попасть в "Песняры"

Автор Алина Лисянская, 30 ноября 2010, 08:29:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Алина Лисянская



Из биографии Муслима Магомаева.

"Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна."
http://www.magomaev.info/biography.html


Родной брат Магомаева по матери мог попасть в "Песняры"

"Мурманский вестник № 218, 20 ноября 2010 г.

Магомаев, брат Магомаева
- Лет тридцать назад ко мне на эстраду в ресторане "69 параллель" поднялся
какой-то подвыпивший мужчина и бойко заявил: "Я на ящик коньяка поспорил с
соседом по столику, что вы брат знаменитого Муслима Магомаева!" - с грустной
улыбкой вспоминает Юрий Магомаев.
В молодости мурманского музыканта подобные беспардонные расспросы донельзя раздражали, особенно когда в душу пыталась ступить нога незнакомого человека.
Вот и в тот раз клавишник и певец ответил назойливому меломану коротко и ясно:
- Вы проспорили соседу ящик коньяка...
И только самые близкие друзья знали, что мурманчанин Юрий Магомаев не только
родственник великого певца Советского Союза, но и его родной, вернее, как в
старину говорили - единоутробный, брат по матери.
Простая история
- Мама с детства воспитывала меня с сестрой в скромности. Я ведь даже в
мурманских средней школе № 35 и в музыкальной школе № 1 значился в классных журналах под нейтральной фамилией Кинжалов. И только когда получил в шестнадцать лет паспорт, открылась моя настоящая фамилия. В Мурманское музучилище я поступал уже Магомаевым.
История семьи Магомаевых проста и горька, как история многих семей в
сороковые-роковые. Девушка Айшет вышла замуж в Баку за театрального художника Магомета Магомаева буквально накануне войны. В 1942 году родился мальчик Муслим, а отец ушел на фронт и погиб в бою за два дня до Победы в 45-м.
Айшет Ахмедовна, закончившая ГИТИС со Сталинской стипендией, в полной мере
вкусила прелести кочевой жизни провинциальной актрисы. Театры в Вышнем Волочке, Твери, Усть-Каменогорске, Чимкенте, Улан-Удэ.
- Время доказало, что мама поступила мудро, не таская Муслима за собой по
гастролям. Он проявлял большие способности к музыке, а получить с детства
полноценное музыкальное образование он мог только в родном Баку. Поэтому и
решили, что жить он будет в семье родного брата погибшего отца, хотя мама
однажды не выдержала и увезла мальчика с собой в Тверь, - рассказывает Юрий.
Но жизнь есть жизнь. Через десяток лет после смерти мужа Айшет Ахмедовна
познакомилась в Улан-Удэ с коллегой по сцене Леонтием Кавкой. Здесь и родился в 1958 году Юрий.
- У меня ведь в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоял прочерк, -
философски вздыхает Юрий Леонтьевич. - Советская власть не признавала
гражданских браков, хотя мы всю жизнь прожили одной семьей.
Родителей великолепный клавишник похоронил уже за полярным кругом - двадцать лет назад отца, актера Мурманского драмтеатра, а в 2003 году и маму, вышедшую на пенсию актрису нашего же областного.

Былое "Созвездие".
В областную Драму маму пригласили служить в актерском составе в 1971 году.
Тринадцатилетний Юрий после среднеазиатского Чимкента словно попал на другую холодную планету. Но планета оказалась населена хорошими людьми, особенно музыкантами.
Еще будучи студентом нашего музучилища, сначала по классу фортепиано, а затем эстрадного отделения, подающий надежды клавишник начал профессионально работать в ВИА "Созвездие" Дома культуры железнодорожников на улице Октябрьской.
- Семидесятые годы - пора расцвета вокально-инструментальных ансамблей и в
стране, и в Мурманске, - говорит сегодня чуть поседевший заполярный Джон Лорд (имя великого английского клавишника из "Дип Перпл" упомянуто не всуе). - К каждому нашему ДК тогда был прикреплен свой ВИА, состоявший в основном из выпускников и студентов музучилища. В "Кировке" блистал ансамбль "Второе дыхание", в Первомайском ДК гремела "Аэлита", в клубе моряков зажигало "Стремление". Все мы были штатными единицами, получали зарплату как музыкальные спецы на танцах.
О, эти танцевальные вечера в столице Заполярья в стародавние годы, до рождества дискотек! Главное место знакомств молодежи обоего пола, бесспорный повод для создания многих будущих семей. На "пляски" в ту же "Железку" набивалось людей вдвое больше официальной вместимости танцевального зала в фойе на первом этаже.
- Дело прошлое, но тогдашний директор ДК умудрялся продавать под видом билетов на танцы билеты в кино. Посещаемость по средам, пятницам и субботам выростала с трехсот человек до шестисот, а заодно и перевыполнялся план по кинопрокату! - раскрывает Юрий Магомаев секрет культурно-массовой кухни.
Он молодеет на глазах от грез по той атмосфере праздника 1975 года. Он до сих
пор видится с бас-гитаристом былого "Созвездия" Александром Игнатенко, который теперь музицирует в ансамбле песни и пляски Северного флота и заодно поет в популярном североморском вокальном квартете "Сенатор", сравнимом по уровню исполнения со знаменитым хором Турецкого. А вот ударник Виктор Варник отдалился от музыки, по образованию он врач, ушел с головой в медицину. Гитарист Андрей Карпенко давно уехал их Мурманска в среднюю полосу. И только вокалист "Созвездия" Вячеслав Усов по сей день работает рука об руку с Магомаевым на одном музыкальном поприще.
- Я счастлив, что уже не играл на танцах, когда в конце 70-х бездушные
механизированные дискотеки начали вытеснять из мурманских ДК и клубов живых музыкантов, - бросает прочувствованную ремарку умудренный ветеран танцполов.

Иронический оптимизм.
В портовом Мурманске на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов функционировало не менее двадцати ресторанов. Возможно, это был своего рода рекорд СССР среди некрупных областных центров (например, в Курске, абсолютно равном тогда Мурманску по числу жителей - 380 тысяч, было всего лишь три ресторана).
И в каждом таком "заведении общепита с высшей категорией наценки" по вечерам
играл свой ансамбль, что и определяло статус ресторана в отличие от столовых и
кафе. Любопытно, что ни в одно такое заведение после 18 часов попасть было
практически невозможно. Даже забегаловки, уже простите за прямоту, типа
ресторана "Заполярный" на северных кварталах были полны публикой, и без трешки в лапу швейцару не войдешь. Впрочем, извините, загнул - в середине 70-х достаточно было и твердого советского рубля, который стоил официально в полтора раза дороже американского доллара. А уж на червонец можно было и вечерок культурно скоротать, если, конечно, не тратиться на заказ песен по пятерке.
Другая страна. Другие люди. Иронический оптимизм золотой эпохи застоя.
Я не зря приставил эпитет "портовый" к названию нашего города. Тысячи и тысячи мурманских рыбаков, возвращаясь с промысла, практиковали предварительный заказстоликов радиограммой в администрацию того или иного ресторан - "половину зала на весь экипаж!"
- Именно моряки привозили из загранки свежие грампластинки, моментально
становившиеся популярными в городе. Так и я познакомился с творчеством великих клавишников Джона Лорда из "Дип Перпл" и Алана Прайса из "Энималз", - говорит Юрий. - А уж когда на экраны Мурманска в 1976 году вышел английский кинофильм "О, счастливчик!", где Алан Прайс под электроорган пел свои песни с одноименного диска-саундтрека 1973 года, я их все включил в свой репертуар, просто сняв по слуху кальку с магнитофона. Ничего не поделаешь, публика настаивала. Но вскоре все затмила гениальная песня "Отель Калифорния" группы "Иглс". Вот уж был безоговорочный хит мурманских кабаков, как, впрочем, и песня "Для меня нет тебя прекрасней" Юрия Антонова.
Играл тогда Магомаев в ансамбле самого престижного в городе ресторана при только что открывшейся в Долине Уюта гостинице "69 параллель". Шикарное было местечко.
На первом этаже каминный зал, где магнитофон наяривал через хай-файевскую
акустику шлягеры "Бони М" и перешедших в новую диско-веру "Би Джиз". На втором этаже - настоящий огромный бар с длинной стойкой и высокими сидушками. Бары только-только вошли в острую моду, еще два маленьких было при ресторане "Панорама" у Семеновского озера и при гостинице "Север" на улице Профсоюзов.
Долгострои же "Арктики" и "Меридиана" еще не были тогда возведены, раздражая
горожан вечными строительными лесами и заборами.
- Стройки века! - по привычке иронизировали над плановым хозяйством мурманчане, покупая в рыбном магазине близ Пяти Углов парную треску по 46 копеек.

Меридианы и параллели.
- Наш ансамбль, между прочим, открывал ресторан "Меридиан" в 1985 году, -
скромно, но с достоинством роняет Магомаев. - И, видимо, там-то на следующий год меня и услышал Владимир Мулявин из "Песняров".
А дело было так. В 1986 году в столицу Заполярья впервые приехал знаменитейший белорусский ансамбль "Песняры". И стал на постой в отеле "Меридиан". А на концерте в ДК Кирова Юрия Магомаева провел за кулисы и познакомил с отцом-основателем "Песняров" известный мурманский пианист Владимир Чалый (к слову, дело ныне покойного Владимира Лукича сейчас успешно продолжает его сын клавишник Олег Чалый, создавший качественное джазовое трио в Греции). Так вот, Мулявин предложил нашему Магомаеву приехать в Минск и попробовать поработать с "Песнярами". Причем, имел он ввиду не только виртуозное владение клавишами, но и интересный баритон Юрия. Ведь именно "Песняры" ввели в высокую моду на советской эстраде свое легендарное многоголосие.
- Да какой из меня белорус! - с юмором комментирует сейчас мурманчанин свой
вежливый отказ от предложения, сулившего золотые эстрадные горы.

- Да какой из меня казах! - сказал он и тогда, когда десятью годами раньше
отклонил в Чимкенте предложение войти в состав группы "Арай", всенародно
известной теперь под названием "А-студио".
- Да какой из меня финн! - тоже отшутился заполярный Магомаев, получивший
десятью годами позже лестное предложение остаться профессиональным исполнителем в Финляндии, которую он всю объездил в 90-е годы с выступлениями.
Но самое, быть может, заманчивое музыкальное предложение, способное в корне
перевернуть жизнь, Юрий Магомаев все-таки получил от брата, легендарного
Муслима.

Человек-оркестр.
Примерно в 1978 году, когда Юрий в очередной раз приехал в Москву повидаться с братом, Муслим на полном серьезе попросил молодого мурманского пианиста стать его штатным концертмейстером, то есть подыгрывать певцу и на репетициях, и на сцене, и в многочисленных гастрольных поездках. Но юноша как раз пребывал в том романтическом возрасте, когда всего хотелось добиться самому, и уж тем более без
родственной протекции. В общем, опять отшутился.
- Муслим впервые познакомился со мной, когда я еще был двухлетним малышом и мама взяла меня с собой к нему на свадьбу в Баку, - рассказывает Юрий. - А вот лет через пятнадцать на его вторую свадьбу с певицей Тамарой Синявской в Москву поехали мама с моей и его сестрой Татьяной, а я уж не помню чем был занят в музучилище. В 1996 году Муслим приезжал в Мурманск, выступал в филармонии, заходил к нам в гости в нашу квартиру на улице Самойловой.
Кстати, в московской квартире Муслима Магомаева Юрий впервые потрогал руками редчайший по тем временам в СССР инструмент, который кормит его сегодня.
- Муслим и сам был отличным пианистом, но когда я увидел в конце 70-х у него
дома синтезатор, да не один, в целых два - солидных американских марок "Профет" и "Полимуг", я был поражен. Хотя Муслим всегда был современным человеком, и новые звуки ему казались любопытными. Мог ли я тогда подумать, что через тридцать лет синтезатор станет моей музыкальной судьбой, - размышляет клавишник.
Сегодня Юрий Магомаев успешно работает своего рода человеком-оркестром на
многочисленных корпоративных вечерах, юбилеях, торжествах, он объездил с
выступлениями всю область. Современный синтезатор позволяет ему собственноручно наигрывать и заранее заносить в компьютерную память партии различных  инструментов от барабана до саксофона, включая собственные аранжировки в нужный момент, но одновременно в живую играть ведущую партию клавишных. А как он поет!
Мне довелось на днях побывать на юбилее "Учительского братства" мурманских
учителей физкультуры, который отмечался в ресторане "Полярные Зори". Играл и пел человек-оркестр Магомаев. Так завораживать публику песнями может только большой мастер.
Дома у Юрия небольшая студия звукозаписи, где он готовит материал для первого
диска своих собственных композиций. Жене Светлане, бухгалтеру по профессии, он запретил работать, справедливо полагая, что домохозяйка - это одна из самых трудных профессий, а кормить семью должен все-таки мужчина. Свою двухлетнюю дочку он назвал в честь любимой мамы - Ая, уменьшительно-ласкательное от Айшет.
- Стоя 28 октября 2008 года в Большом зале консерватории, где вся Москва
прощалась с Муслимом, я почему-то вспомнил, как он впервые в жизни сводил меня, провинциала, в Большой театр послушать живую оперу. Он был очень остроумным человеком, любителем веселых розыгрышей, но над братом своим меньшим не подшучивал. Моя жизнь, пусть и в его тени, оказалась вполне счастливой. И единственное, о чем я, может, и жалею, так это то, что не оставил себе, получая паспорт, сценический псевдоним моей мамы - Кинжалов.
Певцов Магомаевых не может быть двое.
Павел Вишневский
Слышно в буре мелодий повторение нот.
Пусть былое уходит, что придет, то придет.

Диггер

Алина !!!

РЕСПЕКТ И УВАЖУХА, материал потрясающий, какая талантливая семья,
там Муслим Магометович один - глыба, Эльбрус, как минимум (особенно с песнями Арно Арутюновича) не считая классику, но и брат меньший, однак, тоже. А ведь мог бы и у Песняров попеть.

Анатолий Вейценфельд

Аранжировка Ю. Магомаева есть в учебном пособии В.Г. Кузнецова для руководителей самодеятельных эстрадных ансамблей (1981). Там указано "из репертуара ВИА Мурманского Дворца культуры". Запомнилось благодаря фамилии автора аранжировки.

дед Муслима Магомаева, тоже Муслим, был выдающийся азербайджанский композитор, дирижер и педагог, один из родоначальников азербайджанской академической музыки. Его именем названа Бакинская консерватория (что часто вводило в заблуждение приезжих, думавших, что заведение названо в честь популярного певца)
Его сын Магомет, отец певца, был художником.
Герой статьи Юрий не имеет к  знаменитому роду Магомаевых никакого отношения.

Так вот, Мулявин предложил нашему Магомаеву приехать в Минск и попробовать поработать с "Песнярами". Причем, имел он ввиду не только виртуозное владение клавишами, но и интересный баритон Юрия.

Байку про предложение стать песняром мы слышим не первый десяток раз от самых разных людей. Но эта - в своем роде шедевр.
15 лет Мулявин обходился без "интересных баритонов" - и вдруг в Мурманске решил обзавестись им - видно, в Белоруссии баритонов нету.
Насчет клавишей - в это время в Песнярах на клавишных играли Паливода и Эскин. Да, "Магомаев" был Мулявину крайне необходим!  :D

Не знаю, стоит ли лишний раз говорить о том, что к подобным россказням надо относиться предельно осторожно. Проще говоря - не верить ничему!
Если б судьбу знали заранее...

Алина Лисянская

Зато, как велик авторитет Песняров! Все женщины и мужчины, если и не работали
в Песнярах, то хотя бы должны были там работать. :)
Слышно в буре мелодий повторение нот.
Пусть былое уходит, что придет, то придет.

ans-san

Чем быстрее бежишь от самого себя,тем быстрее самого себя догоняешь...

Диггер

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 01 декабря 2010, 04:43:48
[Не знаю, стоит ли лишний раз говорить о том, что к подобным россказням надо относиться предельно осторожно.

Проще говоря - не верить ничему!

Герой статьи Юрий не имеет к  знаменитому роду Магомаевых никакого отношения.


Согласитесь, Анатолий, что Ваше утверждение применимо и к Вашим постам тоже.

Однако в Алининой статье есть некоторая "мелочь", которую трудно оспорить: по маме они - братья, Муслим и Юрий.  Надеюсь, гениальность маминых генов проверять не станем?  Или это только по отцовскодедовской линии передается?  Иначе с сертификатами и знаками качества гениальности замучаемся, будет круче, чем определение  "песняровости" постпесняров. 


Анатолий Вейценфельд

В своей книге Муслим Магомаев один-единственный раз упоминает, что у него есть брат по матери Юрий. Просто упоминает, без малейших подробностей. Вообще о второй семье своей матери он пишет предельно сухо и очень лаконично - в отличие от яркого и живого стиля всей остальной книги.
А вот о своем двоюродном брате Кемале, постоянно жившем в Швейцарии еще в советские времена,  он подробно пишет множество раз, масса историй завязана на него.

Владилав Мисевич опроверг информацию, что в песняры приглашали какого-то музыканта с Севера, тем более баритона. Из тех, кто приходил с ними пообщаться в их нечастых поездах на Север, он запомнил только сына Исаака Дунавского. "Брата Магомаева" он был запомнил.
Как он сказал - "ну началось! все лезут в песняры!"
На что я ему заметил: "Влад, да какое там "началось"?! это уже много лет как началось! В первый раз, что ли!"

Нельзя не видеть, что приведенная выше статья - типичное провинциальное бахвальство. Конечно, носить знаменитую (хотя и чужую) фамилию и бравировать ею приятно. Фамилия родного отца-то никому ничего не говорит.
Если б судьбу знали заранее...

Киже

#7
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 01 декабря 2010, 19:33:40Нельзя не видеть, что приведенная выше статья - типичное провинциальное бахвальство.
Не чета столичному.

Диггер

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 02 декабря 2010, 05:33:40
Нельзя не видеть, что приведенная выше статья - типичное провинциальное бахвальство. Конечно, носить знаменитую (хотя и чужую) фамилию и бравировать ею приятно.

Здесь тоже  может быть нестыковка: если мать Муслима и Юрия будучи  замужем за Магометом Магомаевым изменила свою девичью фамилию на фамилию мужа, а все последующие браки не были зарегистрированы, то, естественно, фамилия ее следующего сына (Юрия) наверняка могла быть Магомаев (ПО МАТЕРИ!)

Вот, Анатолий, раз Вы так запросто можете общаться, не затруднить ли Вас  спросить у одного из основоположников ВЕЛИКОГО АНСАМБЛЯ, а именно Владислава Людвиговича: сколько песен Битлз они (Лявоны потом Песняры) исполнили  (и какие)?
Владислав Людвигович в каком-то интервью сказал "несколько песен Битлз".  На "морозовском" сборнике записано две. В интернете (и даже один и учасников этого форума)  добавляют еще одну.   Просветите пожайлуста.

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Диггер от 02 декабря 2010, 06:04:22Здесь тоже  может быть нестыковка:

Нестыковок в интервью много - с автобиографией Муслима Магомаева.
Муслима мальчиком мать вывезла не в Тверь, как в статье, а в Вышний Волочек, и прожил он там всего год. В Баку он вернулся один, а его мать продолжала жизнь гастролирующей с разными труппами актрисы. "Новую семью", в которой родился Юрий, она создала, когда Муслим уже давно жил в Баку и учился в училище, затем в консерватории. (Напомню, между Муслимом и Юрием разница в 16 лет!)
В Баку к сыну она так и не вернулась, и вся его жизнь в подростковом возрасте, юношестве и т.д. прошла без участия матери - зато  с участием бабушки и дяди. Об этом и вообще о бакинской юности он пишет очень подробно и ярко. О матери же после рассказа о возвращении в Баку он практически больше не упоминает. Можно предположить, что это была для него тема неприятная, больная, как и новая семья матери.
Пассаж Юрия про "прочерк в метрике", потому что "советская власть не признавала гражданские браки", рассчитан на молодежь, не знающую тех реалий. Семейное право изменилось мало, и если отец, не состоявший в браке с женщиной, признавал себя отцом ребенка, то его и записывали в свидетельство о рождении. А тут в метрике прочерк, но "отец всю жизнь прожил с матерью в семье"... нестыковка! Или прожил, но отцом своих детей себя не признавал? Почему? Тоже советская власть виновата? В общем, неубедительно это все выглядит... и правда, нестыковка...
Не стыкуется с книгой Муслима и рассказ Юрия, что брат приглашал его к себе пианистом.Как я уже писал, в книге тот упоминается один раз - что есть просто такой человек. Муслим Магометович, надо сказать, подробно пишет о разных пианистах, с которыми работал, описывает с десяток людей, рассказывает детали - о брате-пианисте ни слова.
Подробно пишет Муслим и о музыкантах своего эстрадного оркестра, о дирижерах, аранжировщиках... но нигде не упоминает о коллекции синтезаторов. Я видел дома у Виктора Бабушкина синтезатор Ensoniq SD-FX, подаренный Магомаевым в начале 90-х. Но он мне сказал, что привез его из США специально для Бабушкина. Они ведь очень дружили...
Есть в статье и другие несуразности... но довольно.

Насчет песен битлов спрошу, хотя мне лично это неинтересно. Две, или три, или четыре... Какая разница?  :confused: Что это меняет или поясняет?
Если б судьбу знали заранее...

Диггер

Спасибо, Анатолий.

В отношении Юрия Магомаева я - прагматик: если бы судьбе было угодно или там "на роду написано" попасть в Песняры, он бы туда попал.  Живой пример - Николаев, только год как уволили тромбониста, а тут обратно, хоть и не без приключений, взяли. И я даже видел на концертах Песняров его этюды.
Статья хорошо передает дух того времени, ресторанное "творчество" итд.  Понятно, что при жизни Муслима, эта статья не могла появиться в силу возможных последствий. Однако, правдивость этой статьи, разумеется, целиком находится на авторах и понимании-воспринимании  ими их героя.   Ну и Бог с ним.

Что касаемо Битлз.  В каких-то  фильмах о Песнярах было очень точно сказано: Песняры - не Лявоны. Продолжу: что можно было Лявонам, не все могли повторить Песняры.
В силу многих ограничений и гораздо бОльших обязанностей и ответственности.   Поэтому анализ того, что от них осталось, а равно и несохранившевося, хотя кто знает, показывает их стартовые возможности, уровень профессионализма; выбор репертуара может много сказать об их музыкальных предпочтениях итд.   Ведь гамбурские записи Битлз  много дали исследовалелям их творчества, а чем Песняры хуже Битлз?