ПАРАД АНСАМБЛЕЙ - Форум

Разное => Всё о музыке => Теория музыки => Тема начата: tch от 11 июня 2005, 00:01:24

Название: Абсолютный слух...
Отправлено: tch от 11 июня 2005, 00:01:24
Поскольку ругашки уже надоели, решил поднять тему, которую когда-то поднимал на недавно упоминаемой Федором битлзре... Тем более, что здесь очень много грамотного народа.
Захотелось порассуждать на эту тему... Почему захотелось? Да потому что это понятие зачастую лепят к месту и ни к месту... «У него абсолютный слух, слышишь, как он здорово поет ( играет)!» Правда, я не музыкант, я технарь, но, если я буду в чем-то не прав, меня, надеюсь, поправят:)
Для себя я делю это понятие на несколько составляющих.
1. Собственно абсолютный слух.
Как я понимаю, это способность человека распознать высоту звука без помощи различных приспособлений, исключительно засчет ушей. Воспроизвели ему звук, он сказал, какая это нота. Развиваемо это или нет, не знаю, наверное, немного развиваемое, но, в основном, от Бога. Да и развито это у каждого в разной степени. Как-то встречал вообще супера! Сидим на полянке, пивко пьем, камушки кидаем в какую-то железяку, что неподалеку, кто-то попал... Он говорит: «Ух ты! Чуть выше, чем ля-диез, но чуть ниже, чем си-бемоль, четко посередине!» Мы и ахнули! Проверить-то было нечем, но помня, что парень – скрипач с консерваторским образованием, поверили на слово:) А что, почему бы и нет? Не все инструменты у нас имеют темперацию, скрипка нетемперирована, виолончель... А уж самый крутой нетемперированный музыкальный инструмент – это человеческий голос, делай с ним, что хочешь:) Давно же уже хоры поют четвертьтоновую музыку... И еще слышал один просто анекдотический случай. Мальчик сдавал а музучилище какой-то теоретический экзамен, решил выпендриться и проиллюстрировать на фортыплясе начало Лунной сонаты Бетховена... Проиллюстрировал... Лица комиссии начали съезжать на сторону. Дело в том, что он заиграл не в до-диез миноре, как это написАл автор, а в до-миноре. «Молодой человек, что это вы себе позволяете???» «А мне так удобней!» Комиссия отпустила мальчика восвояси... Как-то писАли в «Науке и жизни», что каждая тональность имеет свою «окраску». Я этого не знаю, но замечал, что если исполнить какую-то вещь в тональности оригинала, а следом исполнить ее же на полтона выше или ниже, музыка меняется капитально. Возможно, это и есть «окраска»...
2. Гармонический слух.
Мне кажется, это способность слышать гармонию, предвидеть («предслышать») ее, способность воспроизвести ее «на раз», после одного прослушивания, причем, не только в рамках учебника по гармонии со всеми его ограничениями, а в любом варианте. Эта вещь, я думаю, развиваемая. Кто работал по кабакам, знает, что такое сыграть парнусовую вещь, которую однажды где-то слышал:) Хорошо развивается гармонический слух и у аккордеонистов-баянистов, ибо у них в левой руке самым аккуратным образом расположен весь кварто-квинтовый круг во все стороны:) Почему я отнес гармонический слух в отдельный пункт? Да потому что я знаю нескольких музыкантов, которые, если им выдернуть из контекста произведения один аккорд любой самой сложной партитуры и дать послушать, назовут все ноты и какой инструмент играет ту или иную ноту, но хоть ты их убей, не скажут, что это за аккорд, а уж тем более, не определят роль этого аккорда в цепочке всей музыкальной фразы...
3. Вокальный слух.
Это, как я понимаю, способность связок «запоминать» звуковысотные характеристики. То есть, при прослушивании музыки у человека связки непроизвольно вибрируют вслед за исполнителем. Есть очень классная книжка Рауля Юссона, называется «Певческий голос». Там автор вообще пытается «поверить гармонию алгеброй», то есть дать объяснение вокала с точки зрения физики и теории колебаний. Там он приводит один эксперимент. На связки «испытуемого» одевалось что-то вроде ларингофонов, с генератора подавалась какая-то звуковая частота и по съему с ларингофонов судилось, насколько точно воспринимается высота звука, то есть, опять же, проверялся слух. Более того, проверялась еще и такая вещь. Для человека, у которого есть слух, исполнялось произведение с интонационной лажей и у него начинало даже горло болеть, то есть, уши со связками расходились:)
Некоторые называют это не вокальным слухом, а вокальной памятью, причем, считается, что она развиваемая. То есть, если каждый день утром и вечером по разочку нажимать, скажем, ноту «ля» и петь ее, то рано или поздно связки ее запомнят и впоследствии можно будет воспроизводить эту ноту без внешней подсказки, исключительно на «ощущениях» связок... А там уж и интервал можно отсчитать. Вроде бы, тоже приближение к абсолютному слуху, но с помощью дрессуры:)

Вот, собственно, о чем хотелось порассуждать. Может, кто поправит, добавит...
PS. Забыл добавить. Разумеется, я здесь не брал во внимание темпо-ритмовые дела, для которых тоже надо обладать соответствующим слухом:))
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: startank от 11 июня 2005, 00:59:10
Цитироватьавтор оригинала tch
Воспроизвели ему звук, он сказал, какая это нота.

а если, например, я воспроизвести могу, найду на любом инструменте, а как называется - не знаю? :) ну, там - "до" это или не "до"
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: padbiarez от 11 июня 2005, 01:14:23
Як анэкдот... Некалі, яшчэ ў школе, пайшлі мы паступаць у хор. Мне на фартэпіяна націскаюць клявішу і кажуць: прапойце. А я наогул ня мог зразумець, што ад мяне хочуць. Як гэта -- клявішу прапець?! Карацей, сказалі, што ў мяне слых адчутнічае. А я ж ведаю, што ён ёсьць. Не геніяльны, канешне, але ёсьць.
Ядзя Паплаўская -- вось пра яе кажуць, што яна мае абсалютны слых.
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 13 июня 2005, 12:27:56
Минск, 1973-й год. Ресторан "Папараць -кветка". Репетиция оркестра.
Руководитель, тенор-саксофонист, ласково улыбаясь подходит ко мне и, одобрительно похлопывая по плечу, говорит:
"Да, Боренька, это конечно хорошо, что у тебя абсолютный слух, но вот если бы у тебя был ещё и абсолютный НЮХ?"
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 14 июня 2005, 09:34:49
   Прошло 10 лет...
Уже работая в "Песнярах", по невероятной везухе я приобрёл великолепный безладовый бас фирмы "Ibanez", который дико полюбил, и с которым не расставался долгие-долгие годы. Приобрёл его совершенно случайно у одного моего знакомого, приторговывавшего втихаря музыкальными инструментами и аппаратурой. И вдруг...
Слышу новость, что компетентные органы повязали этого моего продавца, саксофониста-тенориста из ресторана "Папараць - кветка", о котором я уже рассказывал только что, и ещё одну "тёмную" личность. Повязали их всех по обвинению в спекуляциях, фарцовке и т.д. и т.п. Просто началась очередная кампания по выявлению врагов советской власти.
Прошло время, и я получаю повестку явиться в суд свидетелем по делу моего знакомого, продавшего мне этот бас. Прихожу в назначенное время в какое-то неблаговидное помещение на ул. Горького, рядом с оперным театром, и волнуюсь даже как-то больше, чем выходя на сцену.
Захожу в зал, пара зевак, служители Фемиды и скамья подсудимых, за которой вся троица. Исхудавшие и осунувшиеся, но держатся бодро и расточают улыбки входящим...
Наконец, доходит очередь и до меня, вызвали, иду на специальное место отвечать на вопросы судьи, под ослепительную улыбку моего музыкального "фарцовщика".
Судья: Представьтесь.
Я: Б.Б.
Судья: Работаете в филармонии?
Я: Да.
Судья: Так. Вы покупали что-то у товарища Н.?
Я: Покупал.
Судья: Что?
Я: Бас-гитару.
Судья: За сколько?
Я: Называю сумму.
Судья: (сверяется с показаниями подсудимого) Зачем вам эта бас-гитара?
Я: Играть, работать.
Судья: Где вы конкретно играете-работаете?
Я: В "Песнярах"
....................................
Наступила пауза. Судья что-то полистала, посмотрела на меня, на подсудимого и... задумалась, может вспоминая что-то?
Потом, возвращаясь к своим обязанностям, встала и уверенно заявила суду:
" Объявляется перерыв 30 минут..."
.................................
Я как-то успокоился и, повернувшись, медленно побрёл на выход под ещё более ослепительные улыбки всех "подсудимых".
На улице светило солнышко, проехал троллейбус, обдав фонтаном из лужи проходящую мимо женщину, и я почему-то подумал: "Да, действительно, а ведь саксофонист то был абсолютно прав тогда! Насчёт абсолютного нюха..."
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: dainovka от 14 июня 2005, 11:20:44
Борис, добрыи ден'.
сколко же дали тенору ?

Влад
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Петухов от 14 июня 2005, 21:32:03
Борис, чисто провокационный вопрос:
в "Песняры" Вас привёл слух или нюх? :)
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 15 июня 2005, 01:12:03
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Борис, чисто провокационный вопрос:
в "Песняры" Вас привёл слух или нюх? :)

Олег, не знаю получилось ли у меня, но я как-раз и хотел написать рассказ о дорогах, которые мы выбираем.
 И дело, на мой взгляд, совсем не в конкретных "Песнярах", а в том как ты решил прожить свою единственную жизнь...
P.S. Сколько кому дали я уже сейчас и не помню точно. Так давно это было. И многое из того, за что их преследовали тогда, сейчас является и признано просто деловой предприимчивостью бизнесмена.
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: padbiarez от 15 июня 2005, 04:16:45
Борка, а скажы, ты на гэтым "Ібанэзе" дагэтуль іграеш ці прывёз у Штаты і там загнаў па спекулятыўным кошце ды яшчэ за валюту? І чаму цябе тады не пасадзілі? Што ў "Песьнярах" іграў? Во калі слава, аказваецца, прыйшла...
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 15 июня 2005, 04:56:15
Cпасибо тебе Димка за "добрые" пожелания!:)
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: padbiarez от 15 июня 2005, 06:16:17
Вось аднаго не магу зразумець: чаму гэта гук твайго бязладавага "Ібанэзу" гэтак Фейертагу не падабаўся?:confused2
Няўжо з-за таго, што ты яго ў шпікулянта купіў?:D
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 15 июня 2005, 06:23:54
Но тебе же звук моего инструмента нравился?
А твоё мнение я ценю больше мнения Фейертага!
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Петухов от 15 июня 2005, 23:26:06
Облажался Фейертаг. Он что, в своей энциклопедии про это написал?
Борис, а в Песнярах Вы безладовый бас использовали? Я видел в Ваших руках только "ладовый" фендер, да и то по телевизору.
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 15 июня 2005, 23:55:42
Сначала был ладовый, а потом появился и этот, с которым я уже не расставался лет 13. Или, точнее, с этой, потому как гитару свою я ощущал, как существо женского пола. Так притёрлись друг к другу, что оставили следы на каждом...
Она, бедненькая, перенесла аж 2 операции, не говоря уже о переделках, и никогда меня не предавала. Отношусь к ней, как к члену своей семьи и никогда её не продам. Пусть лежит себе на пенсии и отдыхает. Разве только что дети или внуки захотят когда-нибудь... :)
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Zloi от 16 июня 2005, 00:10:31
Борис, читал на форуме, что большинство инструментов песняры покупали себе сами, на собственные деньги. Все же ансамбль был государственным. Аппаратуру тоже сами музыканты покупали? Ударные установки, клавишные и пр? Или что-то "выдавалось"? Кто решал, кому в каких костюмах выступать? Где на сцене стоять? Были какие-то режиссеры?

На следующий вопрос отвечал Олег Аверин. Но как-то смазанно. Я посещал концерты Песняров года с 74 по 82, в среднем раз в два года, в Москве. И всегда меня удивляло поведение Мулявина на сцене. То внезапно отвернется от публики и куда-то отойдет, то кому-то чего-то говорит, то почесывается и пр. Аверин ответил, что это связано с волнением. Вы это наблюдали?
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: padbiarez от 16 июня 2005, 03:01:21
Борка, мне падабаўся гук, таму што ён быў "з мясам", густы, як сапраўдная кава, нават меў нешта такое ад акустычнага гучаньня класна падгучанага мікро-фанам кантрабасу... Дый цяпер запісы вашыя часам слухаю, нават гляджу вашыя выступы ў Віцебску на фестывалях -- тыя, дарэчы, якія ты мне зрабіў. Стужка, на дзіва, ня надта пасыпалася...
Название: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 16 июня 2005, 12:35:01
Постараюсь ответить на вопросы Миши Не-злого:
1. Меньшинство инстументов покупали на свои, а большинство за наши. Своих, если не  ошибаюсь, было только пара гитар, кастрюль и скрипофоны с альтухой.
2. Решал всё самый главный – и про костюмы, и про где стоять. И правильно делал, поскольку мне только разреши, так я вообще и не оденусь, и не встану.
3. Пока режиссёра не было - В.Г. перемещался по сцене, обдумывая диспозицию. Когда режиссёр появилась - перемещения, возможно, объяснялись волнением наличия режиссёра.
Ответ, извините, опять получился смазанным!
Вероятно от чёткого и "мясистого" комплимента Падбярэза.
Спасиба, Дзимка! Только не сыпь соль на наши ленты, и они не рассыпятся! :)
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 15 января 2012, 15:20:17
Интересная информация по поводу абсолютного слуха:


http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32481/
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 15 января 2012, 19:46:54
Цитата: Boris Bernshteyn от 15 января 2012, 15:20:17
Интересная информация по поводу абсолютного слуха:

http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32481/

Безумный бред с претензией на оригинальность на основе собственной популярности. Особенно "понравился" чудовищный поток сознания про тональность ре-бемоль минор.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Fed от 15 января 2012, 21:27:15
Олег, ты бы высказал свою версию, комментарий, что ли.
А то "бред", "чудовищно" - оно конечно информативно, но не аргументировано.  :rolleyes:
Материал-то вполне интересно читается.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 15 января 2012, 22:46:36
Олег прав.
Есть серьезные научные труды по абсолютный слух, например:
БЕРЕЖАНСКИЙ П. Н.
Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития).
Лежит бесплатно и легально в интернете, выложено автором.

А тут какой-то винегрет....
Причем музыкантам там почти все известно, а немузыкантам - длинно и неинтересно.
Зачем-то масса ненужных сведений про строи, использовавшиеся в разных оркестрах. Все это тоже известно, но к теме отношения почти не имеет.
А истории про настройщиков? Зачем было их трогать? Там тоже своя наука, по ней тоже есть целая библиотека. Уж если хотелось ему про настройку писать, написал бы про "кривые Райлсбека" - это интересно.
Есть и прямые ошибки - что ноты для трубы нотируются как случайные, а не ключевые. Так было лет 100 назад у Прокофьева, а сейчас ноты для трубы Bb пишутся так же как для кларнета, при ключе на 2 бемоля меньше (или на 2 диеза больше), потому инструмент и называется - транспонируемый.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 15 января 2012, 23:10:07
Цитата: Fed от 15 января 2012, 21:27:15
Олег, ты бы высказал свою версию, комментарий, что ли.

Хорошо. Берём самый невыносимый перл:

Цитировать
И я чуть не свалился с кресла, когда услышал, что звучат-то вроде как известные мне ноты, но в тональности ре-бемоль минор. От тональности ре минор тональность ре-бемоль минор отличается количеством знаков при ключе. Если в ре миноре один знак, то в ре-бемоль миноре их восемь. Такой тональности вообще как бы и нет.

Автор здесь намекает на то, что звук "ре-бемоль" находится к звуку "ре" каким-то непостижимым образом ближе, чем звук "до-диез". Он услышал, что произведение звучит в тональности "ре-бемоль минор" с восемью бемолями при ключе, но почему-то не "до-диез минор" с четырьмя диезами при ключе - дескать, немного завышенный ре-бемоль, который не воспринимается как до-диез. Меня не покидает чувство того, что автор рисуется - типа, он слышит какие-то неведомые нюансы, неслышимые другими людьми, поэтому всенепременно "ре-бемоль". Но при этом в той же статье даёт понять, что учился на фортепиано - то есть на инструменте со строго темперированным строем.

Про транспонируемые инструменты Толя уже написал выше - нет нужды повторяться.

Утверждение о том, что абсолютный слух - это фикция и условность, а на самом деле любой слух является относительным, не выдерживает никакой критики. Не надо искать сложного в простом. Если человек без предварительной настройки определяет высоту звуков на любом инструменте, то он обладает абсолютным слухом. Даже если представить такую гипотетическую ситуацию, что он всю жизнь учился на инструменте, который настроен на полтона или на четверть тона ниже эталона (болезнь наших ширпотребовских пианино), то это исправляется тем, что абсолютник, услышав нормально настроенный инструмент, запоминает, как на самом деле должны звучать звуки той или иной высоты, и внутренне перестраивается. Конечно, для этого потребуется некоторое время.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 00:11:08
Цитата: Олег Гладков от 16 января 2012, 00:10:07Автор здесь намекает на то, что звук "ре-бемоль" находится к звуку "ре" каким-то непостижимым образом ближе, чем звук "до-диез".

В натуральном строе, точнее в математике вычислений строя, так оно и есть. Были же попытки построить "энгармоническое фортепиано", где до-диез и ре-бемоль - это разные клавиши! (разумеется, ничего путного из этого не вышло)
Но услышать живьем разницу между ре-бемоль и до-диез не сможет никто. Тем более пианист. Дело в том, что как одна нота воспринимаются несколько соседних частот в некоем пределе от и до, называемом "зоной".
О "зонной природе слуха" писал еще старик Гарбузов, его учение во многом уже устарело, но не в этом вопросе.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Киже от 16 января 2012, 00:34:40
Я не профессиональный музыкант, но мне это было интересно почитать. Я, кстати, давно думал про то, что строй можно оптимизировать под конкретное музыкальное произведение и было приятно узнать, что оказывается так уже и делают иногда.

Кстати, насчет абсолютности, кто нибудь в курсе, каким образом в мозгу или около формируется опорная частота? Или прям абсолютное значение с кохлеи в мозг поступает?

поправка: я спросил про абсолютность, но ввиду имел, конечно же, точность.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Киже от 16 января 2012, 00:43:51
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 00:11:08
В натуральном строе, точнее в математике вычислений строя, так оно и есть. Были же попытки построить "энгармоническое фортепиано", где до-диез и ре-бемоль - это разные клавиши! (разумеется, ничего путного из этого не вышло)
Но услышать живьем разницу между ре-бемоль и до-диез не сможет никто. Тем более пианист. Дело в том, что как одна нота воспринимаются несколько соседних частот в некоем пределе от и до, называемом "зоной".
О "зонной природе слуха" писал еще старик Гарбузов, его учение во многом уже устарело, но не в этом вопросе.
это отдельную ноту не услышат, а разницу между интервалами [до-диез фа] и [ре-бемоль фа] еще как услышат.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 01:17:53
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 15 января 2012, 22:46:36
Причем музыкантам там почти все известно, а немузыкантам - длинно и неинтересно.

Для меня, например, было новостью узнать, что автор клёво темперированного клавира, тов. Бах, не является вождём темперации. Развеян миф, как жить дальше?  :(
Цитата: Олег Гладков от 15 января 2012, 23:10:07Утверждение о том, что абсолютный слух - это фикция и условность, а на самом деле любой слух является относительным, не выдерживает никакой критики. Не надо искать сложного в простом. Если человек без предварительной настройки определяет высоту звуков на любом инструменте, то он обладает абсолютным слухом.

Олег, я обладаю абсолютным слухом. Но иногда, особенно когда поют вокалисты, могу и ошибиться на полтона. Не знаю как это объяснить. Наверное, у меня относительный абсолютный слух.  :)
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 16 января 2012, 01:26:58
Цитата: Киже от 16 января 2012, 00:43:51
...а разницу между интервалами [до-диез фа] и [ре-бемоль фа] еще как услышат.

Это несомненно, так как уменьшённая кварта и большая терция - разные интервалы (например, в тональностях "ре минор" и "си-бемоль минор"). Более того, несмотря на равное расстояние между звуками, в динамике (в цепи интервалов) эти два разных интервала и на слух воспринимаются по-разному, в том числе и людьми с относительным слухом, но подкованных в теории музыки. Но только в контексте тональности, а не в том случае, если этот интервал взять, не определив предварительно тональность.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 16 января 2012, 01:35:06
Цитата: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 01:17:53
Олег, я обладаю абсолютным слухом. Но иногда, особенно когда поют вокалисты, могу и ошибиться на полтона. Не знаю как это объяснить. Наверное, у меня относительный абсолютный слух.  :)


Боря, чтобы ответить тебе вразумительно, я должен обладать твоим слуховым аппаратом (это я так условно выразился, ибо на самом деле тут главное - не слуховой аппарат, а обработка слышимых звуков мозгом). Поэтому анализировать, почему у тебя происходит так, как ты описал, - это исключительно твоя прерогатива.

А вот Ткаченко утверждал, что его не смущает нестроевич на четверть тона, в том числе и в тех случаях, когда он сам поёт "в пачке" (пример - одно из известных мне исполнений песни "Каждый четвёртый", где сразу съехали на четверть тона вниз). Как это объяснить - не знаю, поскольку одна абсолютница мне говорила, что сдвиг на четверть тона заставляет её чувствовать себя "не в своей тарелке".
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 01:42:10
Я, кстати, знаю случаи, когда годы упорных тренировок на скрипке развивали слух до абсолютного. Может быть такое?
А также припоминаю, что обладание этим слухом мешает исполнителям на транспонирующих инструментах. Игорь Сафонов, к примеру, с нот играл одной аппликатурой, а импровизировал другой, обладая абсолютным слухом. Полный раздрай в голове!

Короче, кому нужен абсолютный слух – продам недорого. Обращайтесь!  :)
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 16 января 2012, 01:47:15
Цитата: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 01:42:10
Я, кстати, знаю случаи, когда годы упорных тренировок на скрипке развивали слух до абсолютного. Может быть такое?

Да, я читал, что существует термин "условно абсолютный слух", при котором человек определяет звуки, взятые на определённом инструменте. Чаще всего такой слух развивается у тех, кто занимается на нетемперированных инструментах, то есть как раз на смычковых, когда приходится ловить нужный звук на слух из-за отсутствия ладов.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Олег Гладков от 16 января 2012, 01:51:10
Цитата: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 01:42:10
Короче, кому нужен абсолютный слух – продам недорого. Обращайтесь!  :)

Нет, спасибо. Есть у такого слуха ряд критических недостатков, один из которых ты только что описал. Я бы с удовольствием воспользовался относительным слухом опопсевшего Володи Воленко ("Божья коровка"), о котором (слухе) я уже как-то давно тут упоминал. Но, к сожалению, не дано.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 02:44:55
Цитата: Киже от 16 января 2012, 01:34:40Кстати, насчет абсолютности, кто нибудь в курсе, каким образом в мозгу или около формируется опорная частота? Или прям абсолютное значение с кохлеи в мозг поступает?


Есть такая большая и серьезная наука - психоакустика. Могу дать ссылки. Кстати, один источник я уже указал выше.

Цитата: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 02:17:53Для меня, например, было новостью узнать, что автор клёво темперированного клавира, тов. Бах, не является вождём темперации. Развеян миф, как жить дальше?

Боря, о том, что равномерную темперацию изобрел Веркмейстер, говорится на первом курсе музыкального училища при изучении биографии и творчества Баха. Что-то в таком духе, что Вермейстер изобрел и предложил темперирование строя, а Бах своим ХТК продемонстрировал возможность игры во всех тональностях на одном инструменте. Поскольку в училище ты учился, хочется спросить, чем ты там на первом курсе занимался в учебное время?!  :lol: :D

Цитата: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 02:42:10Игорь Сафонов, к примеру, с нот играл одной аппликатурой, а импровизировал другой, обладая абсолютным слухом

Мой одноклассник-кларнетист с детства имел абсолютный слух, но, играя на транспонирующем инструменте, утратил его (по его словам) Я не проверял и не тестировал, но он так говорит.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 02:49:14
Цитата: Олег Гладков от 16 января 2012, 02:51:10Я бы с удовольствием воспользовался относительным слухом опопсевшего Володи Воленко ("Божья коровка"), о котором (слухе) я уже как-то давно тут упоминал. Но, к сожалению, не дано.

Олег, не скромничай!

Кстати, мне всегда хотелось спросить абсолютников (и ни раз не спросил), как они себя ощущают, слушая, например, индийскую музыку с ее 19 тонами в октаве и т.п. неевропейщину.
Боря, тебе по случаю задание как абсолютнику - послушать традиционные индийские раги и рассказать, как оно.  ;)
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 16 января 2012, 03:00:59
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 02:49:14Боря, тебе по случаю задание как абсолютнику - послушать традиционные индийские раги и рассказать, как оно

Есть послушать рагУ!


Цитата: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 02:44:55Боря, о том, что равномерную темперацию изобрел Веркмейстер, говорится на первом курсе музыкального училища при изучении биографии и творчества Баха. Что-то в таком духе, что Вермейстер изобрел и предложил темперирование строя, а Бах своим ХТК продемонстрировал возможность игры во всех тональностях на одном инструменте. Поскольку в училище ты учился, хочется спросить, чем ты там на первом курсе занимался в учебное время?!
Отвечаю по пунктам:
1. В училище не учился
2. Ходил в кино с девушками
***********
Анатолий, как насчёт включить иронию?  :friends:
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Киже от 16 января 2012, 03:35:47
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 02:44:55
Есть такая большая и серьезная наука - психоакустика. Могу дать ссылки.
Не надо. У меня есть. Кроме того, Борис Бернштейн и Олег Гладков косвенно уже ответили.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 16 января 2012, 04:27:36
Я не заметил, где они ответили на ваш вопрос
"кто нибудь в курсе, каким образом в мозгу или около формируется опорная частота? Или прям абсолютное значение с кохлеи в мозг поступает?"
Сейчас перечитаю их ответы еще раз, может быть, найду.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Lili от 16 января 2012, 14:54:44
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 15 января 2012, 22:46:36Причем музыкантам там почти все известно, а немузыкантам - длинно и неинтересно.

Я не музыкант, но читать мне было интересно.

Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Eugene MAGALIF от 18 января 2012, 07:43:55
У меня, скорее всего, "временами" абсолютный слух или относительно абсолютный. Интересную вещь опишу:
На современных органах и электронных клавишах есть транспонирующие кнопки. Т.е. если аккомпанемент, например, написан в До-мажоре (в котором играть легко), а певцу требуется перенести песню в другую тональность, то большинство музыкантов просто сдвигает кнопкой аккомпанемент в нужную тональность, а сами продолжают играть в том же До-мажоре (как написано). Меня же это коробит и сбивает, потом что пальцы нажимают одни клавиши, а на слух-то звучат совсем другие. У меня начинается тот самый раздрай, когда мозги начинают плавиться от какой-то нескладухи.
Многим это всё равно. А мне лучше по-настоящему транспонировать, чем мучиться раздвоением.
Не знаю, понятно ли написал...
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 18 января 2012, 13:30:58
Женя, все написал не только понятно, но и просто и доступно даже не музыкантам. У всех абсолютников именно так и бывает.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Boris Bernshteyn от 18 января 2012, 14:22:52
Хорошо, что об этом не знают следователи в тюрьмах. Иначе бы применяли такие пытки к некоторым товарищам, и те бы быстро раскалывались в своей нехорошей деятельности...  :idea:
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 19 января 2012, 16:58:52
К теме аудиопыток (или близко)

У Георгия Арамовича Гараняна дома никогда не звучала музыка "просто так", фоном. Музыка - это то, что слушают! Он и в машине ее не включал, и рестораны выбирал, где нет музыки, а если случалось с сопровождением, то просил, чтобы выключили.
Для него музыка не могла быть фоном, а была главной информацией, подлежащей стопроцентному "считыванию" и осмыслению.
Когда он мне об этом сказал, я тоже задумался, что меня всегда музыка отвлекает от чтения, например.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: IGORЬ от 19 января 2012, 17:45:22
Много лет на протяжении моей трудовой деятельности коллеги буквально пытали меня музыкой. В офисах или кабинетах , где я находился, включали радио, причем как правило из 5-10-ти станций выбирали именно САМУЮ противную и включали,включали, да еще сидели балдели и подмурлыкивали. Только три года я отдыхал от этого кошмара, потому что находился в кабинете один. Оказывается это такое счастье! Сейчас продолжают издеваться, включая Русское радио, но на это у меня теперь есть ответ - наушники.
А так называемая "фоновая" музыка отвлекает, потому что всё равно начинаешь вслушиваться и анализировать.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: orion от 19 января 2012, 19:02:02
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 19 января 2012, 16:58:52Для него музыка не могла быть фоном, а была главной информацией, подлежащей стопроцентному "считыванию" и осмыслению.
Согласен на все 300%!!!!!! У меня, к примеру, так же. Не понимаю, каким образом вообще такое сильнейшее средство воздействия на человека, как музыка, может быть фоном!
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: orion от 19 января 2012, 19:07:31
Цитата: IGORЬ от 19 января 2012, 17:45:22В офисах или кабинетах , где я находился, включали радио, причем как правило из 5-10-ти станций выбирали именно САМУЮ противную и включали,включали, да еще сидели балдели и подмурлыкивали.
Ну надо было на один денёк запастись терпением, придумать себе какой-либо праздник и попросить " а можно в честь моего праздника мы сегодня целый день будем слушать мою музыку? я же слушаю вашу все остальные дни!" После чего на целый день врубаем Slayer или даже лучше Cannibal Corpse. Главное, чтобы собственные уши это выдержали, но эффект гарантирован! После дня такой атаки по ушам, остальные ещё крепко подумают, стоит ли в следующий раз включать свои гадкие радиостанции или найти такую, чтобы устраивала абсолютно всех.))))
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: IGORЬ от 19 января 2012, 19:36:16
Белая ворона, а точнее ворон, к сожалению не устроит остальных! Слишком велика пропасть... :friends:
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 19 января 2012, 23:00:57
"Мои соседи слушают хорошую музыку. Нравится им это или нет"  :D
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: IGORЬ от 20 января 2012, 02:56:42
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 19 января 2012, 23:00:57
"Мои соседи слушают хорошую музыку. Нравится им это или нет"  :D
:super:Я тоже скоро куплю новый музыкальный центр и "порадую" соседей новыми музыкальными открытиями, ранее им  неведомыми. :idea:
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: IGORЬ от 20 января 2012, 03:49:20
Лишь бы соседи от некоторых музыкальных произведений не оказались в "трансе" ,как некоторые граждане на соседнем форуме :weep:, и им действительно не понадобился "психиатр"(но не тот который там, на том форуме, а настоящий). :D
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: orion от 20 января 2012, 19:29:09
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 19 января 2012, 23:00:57"Мои соседи слушают хорошую музыку. Нравится им это или нет"
Ну, я бы всё-таки назвал Slayer, а особенно Cannibal Corpse музыкой под настроение и весьма на любителя. Лично я такое долго выдержать не могу. Но когда нестроение злое и хочется всё громить и крушить, тогда в самый раз. Песни 4-5 и уже успокоился.))) Хотя в Слэйере музыканты очень техничные, чего не отнять, того не отнять.
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: Анатолий Вейценфельд от 20 января 2012, 20:30:46
Цитата: orion от 20 января 2012, 20:29:09Ну, я бы всё-таки назвал Slayer, а особенно Cannibal Corpse музыкой под настроение


не понял, почему упоминаются эти группы? Я привел шутку вполне абстрактную...
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: orion от 20 января 2012, 20:46:47
Да я понял, что шутка абстрактная, просто в связке с моим постом, где я советовал, как бороться со злыми сослуживцами вышло занятно))))
Название: Re: Абсолютный слух...
Отправлено: IGORЬ от 21 января 2012, 04:38:24
Спасибо Orion, я на всякий случай записал.Совет принят! Глядишь - и пригодится! :friends: