Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Ещё раз о фолк-роке

Автор Олег Верещагин, 22 марта 2005, 05:06:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олег Верещагин

Только что прочитал Интервью с Яном Снимщиковым (ex-композитором группы Tintal, играющей кельтский рок и фолк-рок) на сайте http://www.shadelynx.ru . Очень понравились его рассуждения о фолк-роке и фолк-музыке вообще. Приведу здесь некоторые выдержки из этого интервью. (Интервью вела Алена Косачева-Гаспарян).

Олег Верещагин


...Для того чтобы был фолк, надо играть по фолковому, знать традиции исполнения и работать в стиле. Для России подобное исполнение — подвиг. Чистый, особенно «не наш» фолк сложен для нашего народа в силу полярности музыкального языка и мышления (понятно, что я говорю не о песнях типа "Whisky in the jar"). Посмотрите что делает "Sdob Si Sdub", «Dети Пикассо», взгляните на нашу родную, любимую И. Желанную, фолк ли это? Нет. Фолк-рок? Уже теплее. Мы видим, что во всех случаях фолк является развивающим элементом композиции, но основа всегда контрастна фолку, это может быть: грув, рифф, лад, фактура по вкусу, варить до готовности 4-5 минут. Иными словами, полный фьюжн, ребята!
Но если у вас возникает вопрос, зачем же говорить, что нечто является фолк-роком или кельтским роком или ещё чем-то, скажу так: представьте себе ситуацию, к вам пришёл некий дядя и сказал: «Послушай, брателло, давай ты будешь играть всё то же самое, только называй это кельтским роком, ладно? За это я дам тебе 30 серебрянников», — неужели бы вы не согласились и не взяли бы деньги?..

Олег Верещагин

Ты работал со многими музыкантами, связанными с тем, что принято называть фолк-музыкой. Какие, на твой взгляд, есть на отечественной сцене интересные фолк-коллективы? На какие концерты ты бы сходил сам или порекомендовал бы друзьям?

С профессиональной точки зрения мне интересны практически все отечественные фолк группы. Но, скажу честно, существует очень мало команд, способных по-настоящему заинтересовать меня, как слушателя. Если нужно назвать хотя бы несколько имён, то среди сравнительно молодых фолкеров меня наиболее привлекает группа "Mervent". Также для меня весьма любопытен армянский проект «Dети Пикассо», лишь бы ребята не ушли в коммерцию, а то у них намечается и такой вариант. Обе команды лучше слушать живьём.
Что касается концертных рекомендаций, ходить нужно на то, что нравится, потому что музыка несёт прежде всего развлекательную функцию, нужно чтоб вам было интересно, поэтому я ничего никому рекомендовать не буду. О себе, если это кому-то интересно, могу сказать, что в настоящий момент среди отечественных исполнителей народной мудрости, для меня ведущее место занимают: Инна Желанная и каждый участник-исполнитель проекта //www.inasound.ru. Мастерство этих музыкантов оказывает на меня сильнейшее влияние и, если это можно выразить словами, то лишь перефразировав Ин. 9, 25: «Фолк ли это, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

Олег Верещагин

Что такое фолк-музыка на современной сцене? В клубах, на концертных площадках?

Думаю, все знают, что у нас принято называть фолк-музыкой, но сможет ли кто-нибудь объяснить, что такое фолк музыка? Если совсем серьёзно, то у нас в стране профессионально занимается фолк-музыкой только ансамбль Дмитрия Покровского, вот, собственно и всё. Но многие ли об этом знают? В большинстве же случаев люди будут говорить о древней традиции, которой они решили следовать достигнув определённого возраста и наконец-то купив гитару, о волшебстве и шаманстве, и об аутентичном исполнении, ну, и конечно, что всё это не попса и очень круто и весело. Обычно забывают лишь об одном: о том, что абстрактного фолка, как, например, рока или джаза, не существует в природе — фолк всегда принадлежит конкретному народу и связан с его жизнью и культурой. Фолк нельзя выдумать.

Мало кто хорошо разбирается и понимает фолк определённой страны, но многие хотят быть причастны абстрактному фолку, а чтоб не ударить лицом в грязь, придумывают свой, нео-фолк. Поэтому у нас редко кто из музыкальных команд скажет: «Мы играем фолк музыку такой-то страны». В определении стиля рядом со словом «фолк» обязательно будет стоять что-нибудь ещё. Самый экстравагантный пример я нашёл у группы «Мельница», их определение собственного стиля звучит как нео-фолк-мидивал-этно-фэнтези-рок. Существуют коллективы, (некоторые я даже слышал) которые говорят, что играют фолк-вообще, без определения места проживания. Часто это происходит потому, что команда использует в своём творчестве фолк-традиции разных народов. В этом случае происходит синтез разных культур, а значит это уже не фолк, а что-то другое. Многие вообще считают, что если они используют акустические инструменты, то уже играют фолк музыку.

К счастью, у нас в стране есть музыканты, исполняющие чистый фолк. Например, вы даже можете взять меня за уши и повернуть в сторону отечественной группы «Слуа Ши», которая выходит на сцену не иначе, как «ансамбль традиционной ирландской музыки», что, кстати, очень грамотно. Эти ребята, действительно, знают, что такое фолк музыка. А я вот вспоминаю, как к нам приезжал «японский оркестр русских-народных инструментов». Симпатичные японочки очень прилично играли на балалайках и домрах, а суровые самураи раздували меха голосистых баянов. Играли они здорово! Но мне всё-таки кажется, что фолк мало походит на набор традиционных популярных песен и композиций с вариациями на определённое число традиционных мелодий, пускай даже выполненных с исключительной чистотой стиля.

При любой возможности выбора я предпочту слушать диск "The Chieftains", или "Clannad", или попсовика Davy Spillane'а или, в крайнем случае, "Dubliners", где они откровенно лажают, чем русскую копию в блестящем исполнении, впрочем, так же, как предпочту «оркестр Осипова» — «японцам». Чистый фолк возможен лишь там, где он является неотъемлемой частью культуры народа, которому принадлежит. В противном случае, это будет более-менее похоже на чей-то фолк. Хотя это может быть даже очень хорошая музыка, которую стоит слушать.

Олег Верещагин

Каковы, на твой взгляд, перспективы традиционной народной музыки в современном обществе?

Атмосфера в которой мы живём буквальна напичкана всякого рода звуками: радио, телевизор, магнитола, городские шумы. Настоящий фолкер — это чистильщик наших ушей. Это как раз тот человек, про которого рассказывали: «Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант». Фолкер — импровизатор, он создаёт музыку, подобно джазовому музыканту, во время исполнения, и его музыка не есть самоцель. Целью же является музыкальное общение со слушателями и со-трудниками. Подобное творчество всегда интимно и не предполагает большой аудитории. Фолкеру нужна лишь форма во времени и больше ничего. Даже инструмент не важен. Лучше всего это выразил Joe Zawinul: «Музыка — результат каких-то явлений, а не явление само по себе».

Чем больше у нас в стране будет попсы, шансона и бардов, тем более люди будут тянуться к фолку, даже и в завуалированном виде. Потому что в фолке они слышат то, что затерялось у них среди суровых будней и сермяжных правд жизни. Такое явление как джаз, обладающий схожими с фолком способностями, у нас в стране не приобрело символически-откровенного звучания. Наш начитанный обыватель привык слушать хорошие стихи или в крайнем случае какой-нибудь текст. Отсутствие текста в музыке навевает на него тоску и сразу же уводит музыку в сторону фоновой культуры или в лучшем случае относит её к некой разновидности культуры танцевальной. В джазе текст всего-лишь возможен, там не нужно слушать текст, не нужно занимать глаза или ноги, чтоб смотреть на шоу или танцевать, в джазе нужно просто слушать музыку. Но всё это требует от ленивого слушателя применения некоторого усилия, к которому он, оказывается, не готов. «Зачем я буду напрягаться», — думает он, — «когда есть более доступная и понятная музыка? Взять хотя бы рок».

Вы можете отослать меня к року, чьи риффы не менее доходчиво умеют объяснять жизнь, но современный рок уже не тот, что был раньше. В прошлом это было явление протеста, сейчас рок приобрёл новые качества: он стал выразителем идей декаданса, как например у "Perfect Circle", "Tool", или используется как семантическое средство для передачи отличных от рок-н-рола идей, как например у "Dream Theater" или "Nightwish". Да и сама наша жизнь с 70-х годов прошлого века явно изменилась, что не могло не отразится в современной музыке, и хотя рок по-прежнему требует для себя зрительской массы, а фолку достаточно двух, трёх слушателей, рок остаётся символом отрицания, а фолк — утверждения.

Современный думающий слушатель стал чётко ощущать, что рок как выразитель внутренних идей человека — это явление преходящее, потому что рок исторически привязан к политическому социуму, а фолк (как и джаз), исходящий из народных корней, явление пребывающее, рассказывающее не о политике, не о пиве и девках, а о большом и чистом слоне, о том, о чём думает человек-сапиенс, оставаясь наедине с собой и делает это не в гротескно-кукольном спектакле попсы, а говоря всю правду, как она есть.
Не подумайте, что я говорю о том, что мы должны сделать выбор, нельзя для современного человека просто так забыть о всех гениальных достижениях рок музыки и окунуть уши в фолк. Также не нужно изобретать велосипед, возрождая старые традиции, следовать им как закону выживания, забывать об уже новых традициях, пытаясь сказать о том, о чём люди, в различных формах, говорят на протяжении всего своего существования; ведь все темы-то давно общеизвестны: о жизни и смерти, о радостях и печалях, о любви и ненависти и т. д. Даже язык не так важен, поскольку мы говорим о музыке. В данном случае, выбор делать вовсе не обязательно, да и не нужно, всё что действительно нужно сделать, это связать воедино то, что мы уже знаем с тем, что пытаемся узнать, для того, чтобы не топтаться на месте, перебирая три бардовских аккорда, а двигаться вперёд, созидая себя и окружающий мир.

Для светского человека следует помнить, что нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов, поэтому для него прежде всего необходимо ощутить и понять не безликую массу рок единения, а постараться «не единой долькой не отступится от лица» в этом не простом мире. И если два пути предлагают следовать им: 1) фолк возвращает нас к природе, 2) рок не даёт забыть об окружающих, то почему бы не воспользоваться сразу обоими, ведь мы говорим о таинстве музыки, в которой всё возможно. Подобный синтез стал бы выходом для современного человека, по крайней мере до тех пор, пока кто-нибудь не придумает нечто совершенно новое, кардинально отличное от того, что уже существует в музыкальном мире.

Почему гармонично звучат сочетания фолка и рока? Потому что рок даёт необходимый конфликт для развития композиции, а фолк своей традицией и каноном собирает и устрояет музыкальную форму. То же касается и других видов фолк-синтеза, таких как new age, bluegrass, world music, различных видов fusion'а. На сегодняшний момент в качестве подобного элемента лучше электроники, джаза и рока никто ничего не придумал, а что будет дальше, даст Бог, увидим, главное, продолжать работать.

Олег Верещагин

...Два слова по поводу электронных и акустических инструментов. Многие считают, что акустика лучше, и уж тем паче, если вы исполняете фолк, то должны использовать только акустические инструменты. На мой взгляд, это ошибочное понимание сути того, откуда у фолка ноги растут. Раньше не использовали электронику потому, что не было электричества. Вы скажите, что звук другой у электроники? Согласен, и этот другой звук ни коим образом не касается фолкового духа, потому что дух не зависит от инструмента. Поверьте мне, я был на фестивале в Nashvill'e (Tennessee), где ирландцы исполняли джиги и рилы исключительно на синтезаторах и электрогитарах, и это всё равно был фолк. Проблема в музыкантах, а не в инструменте.

Предвижу недовольное ворчание в адрес нетрадиционных инструментов. Конечно, при использовании иных, неаутентичных инструментов, изменяется тембр. Но вряд ли кто-то станет спорить со мной, что любой истинный музыкант ищет своего звука, своей окраски звучания. Это только в самом начале вы можете стремится звучать как кто-то. В дальнейшем, если вы не перестаёте учиться, всегда настаёт момент поиска собственного звука. Звук же сам по себе, если мы говорим о фолк музыке, не является формообразующим элементом, т. е. по одному лишь звуку мы не можем сказать, фолк это или нет. Звук выходит на первый план лишь при аутентичном исполнении, которое с фолком связано лишь косвенно. Поясню.

То что мы играем теперь, завтра будет историей. Будет ли фолкер из будущего сдувать пыль с Yamaha DX7, чтоб исполнить мелодию двухсотлетней давности, современную нам сегодня, или же он воспользуется для этого более современным инструментом? Подобный вопрос не является лишь лукавым мудроствованием, он подводит нас к пониманию того, что фолк музыка и аутентичное исполнение — суть вещи разные, а значит любой инструмент прекрасен и годится для исполнения фолка.

Олег Верещагин

Чем ты объяснишь повальное увлечение кельтским фольклором в России, порой превалирующее над интересом к родной традиции? И как ты относишься к этому явлению?

Фундамент здания для абстрактного кельтского фолка у нас в стране состоит как бы из двух частей.

Часть первая, как сказал Лазерсон: «Толкиенизм все это». Человек всегда ожидает чуда, и здесь ему предлагается хоть каждый день испытывать иллюзии на этот счёт. Кто-то за это платит деньги, другие их на этом делают. От мечников волка, одёжек-без-застёжек и виски из глиняных консервных банок, до фильмов ценой в один маленький остров. Это бизнес, который живёт по законам рынка и рекламы.

В настоящий момент этот рынок больше похож на базар, где тебя пытаются обмануть все кому не лень и на всём, на чём можно это сделать. Цивилизованные отношения только-только начинаются. В подобных услових лучше всего себя чувствуют нагловатые работодатели, для которых важно только их собственное «я» и скорейший результат. Им, по большому счёту, всё равно, кельтская ли эта музыка или китайская, лишь бы приносило доход. Но они готовы по 150 раз переспрашивать, выступает ли группа в килтах и есть ли у группы волынка, потому что им нужна эффектная картинка, а не музыка. (Не люблю я шоу бизнес).

Часть вторая, музыкально-психологическая. Лад, мелодика, структура внутри кельтской музыки соеденены таким образом, что это нравится нашему слушателю. Говоря простым языком, наш слушатель чувствует, что в кельтской музыке есть что-то очень ему знакомое, родное и вместе с тем, отличающееся от того, что он уже где-то слышал и знает. Часто слушатель признаётся, что кельткая музыка заставляет его прыгать до потолка, вызывая поток неконтролируемых эмоций в сильнейшем возбуждении. При этом все мысли из головы выветриваются, что позволяет снять накопившееся напряжение. И всё это работает лучше, чем душ и чашечка кофе.

Музыка всегда действует на слушателя, используя подсознательный уровень. Причём некоторые пути создания определённых настроений мы уже знаем. Например, переодичность структуры, практически на любом из уровней композиции, вызывает ощущение возбуждения и сопутствует погружению в транс. А постоянный звук волынки, которая создавалась как раз для особых погружений, ещё более усиливает эффект.

При наличии точной переодичности человек ощущает, что нечто должно вот-вот произойти, но постоянно не происходит. Это ощущение постоянного ожидания в возбуждении, в котором происходит развитие без развития (ничего не напоминает?) В кельтских рилах и джигах, подобного развития хоть отбавляй: 1) музыкальная форма: вначале повторяют первый период, затем второй, после чего весь тюн повторяется ещё раз с самого начала, 2) тональный план: обычно не более четырёх аккордов, легко запомнить ощущение от звучания каждого аккорда и всей последовательности аккордов даже не музыканту, потому ещё, что число повторений последовательности не ограничено, 3) строение периодов: мелодия дробится на фразы переодически, по одинаковому чётному числу тактов.

Попробуй после этого не прыгать до потолка, особенно если рядом уже прыгает твой сосед. И это всего-лишь один из музыкальных аспектов вопроса популярности кельтской музыки. Если мы начнём копаться в ладо-тональных отношениях, то обнаружим ещё более интересные вещи. Но это уже тема для отдельной статьи.
Отвечая на вопрос об отношении ко всему этому, в настоящий момент я никак не отношусь к кельтской музыке, потому что она никак не относится ко мне. Толкиенизмом я не страдаю, шоу бизнесом не занимаюсь. И хотя кельтская музыка мне друг, но истина дороже, признаюсь, мне нравится ирландская традиция, я с удовольствием слушаю сборники дуэтов, скрипка и фортепьяно, исполняющие традиционные тюны, записанные на компакт кассеты в 70-х годах прошлого века, а также, дудю на тин висле для собственного удовольствия.

Олег Петухов

Старостин, "Ва-та-га", Инна Желанная и Трей Ганн в этномарафоне "Золотая маска" - http://www.newsmusic.ru/news_4_107.htm?PHPSESSID=5bdd5a76109defd9234fac1c60a00444

Группа "Ветер Воды" устроила нео-фольклорную "Свистопляску" - http://www.newsmusic.ru/news_4_83.htm?PHPSESSID=5bdd5a76109defd9234fac1c60a00444

Incurious

Певица ПЕЛАГЕЯ: "Я выросла, а мои поклонники — помолодели"
Фрагмент интервью из газеты «Московский комсомолец» , № 9 (17 января 2008) , стр. 7

— Как ты относишься к сложившемуся мнению, что фолк-музыка отжила свое?
— Наоборот, наконец-то мировая волна интереса к этнической музыке дошла и до нас! Добавление народных мотивов в русский рок, к примеру, всегда проходило на ура, взять того же Шевчука. Я считаю, молодым людям нужно обязательно знать свои национальные корни. И, к счастью, они это понимают.
— И что, много молодежи ходит?
— По сравнению с прошлым — да. И я этому очень рада, наконец-то наше поколение осознало, что любить свою Родину — это не стыдно и не старомодно, а актуально и продвинуто. А вообще к нам приходит публика всех поколений... Впрочем, бабушки и дедушки всегда были нашими постоянными слушателями.
— Для бабушек ты, наверное, была эдакой Лидией Руслановой XXI века?
— Бабушки — это отдельная тема. Раньше они составляли большую часть аудитории группы, и это вызывало некоторые сложности. Например, не проходило концерта, чтобы они не попросили спеть без микрофона и убрать барабаны.
-------------------------------------------------------------------------

Всего несколько предложений незатейливого интервью – а сколько пищи для размышлений ! Обсуждать сравнение даже весьма симпатичной мне Пелагеи с великой Руслановой , наверное , не стоит. В попытке сделать комплимент и не такое загнёшь.... А вот высказывания самой Пелагеи о возрождении интереса к фолк-музыке и его причинах представляются мне весьма интересными...

Есть ли и у вас ощущение того , что лежавший на дрейфе фолк вновь поднимает паруса над этой «волной» интереса , о которой говорит Пелагея ? Насколько далеко это «продвинуто» ? :confused:

Анатолий Вейценфельд

Посмеялся от души...  :lol:
Пусть Поля лапшу другим вешает, а мы-то знаем, как там что делается, кем и зачем. Чем пафосу гнать, пусть лучше с музыкантами обращаются по-человечески. Уж все наши артисты не сахар, но того, что там с творят с людьми, нечасто встретишь... Странно, что до сих пор не под караоке работает.

Зато все слова правильные сказала про "любить родину" и пр.
Мой приятель, услышав где-нибудь повышенно-пафосные речи, говорит: "Что-то опять о высоком запели... наверно, собираются много своровать"  :lol:
Если б судьбу знали заранее...

Incurious

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 17 января 2008, 21:14:17
Странно, что до сих пор не под караоке работает.

Анатолий ! Вы про бабушек забыли. Они постоянно просят спеть без микрофона... :lol:

Я бы посмеялся вместе с вами , да только что-то не хочется. "Мне за жанр обидно" - сказал бы Верещагин из к/ф "Белое солнце пустыни". Полагаю , что и Олег Верещагин сказал бы также... :tongue:

Eugene

Цитата: Incurious от 17 января 2008, 18:07:48
Есть ли и у вас ощущение того , что лежавший на дрейфе фолк вновь поднимает паруса над этой «волной» интереса , о которой говорит Пелагея ? Насколько далеко это «продвинуто» ? :confused:

Про мировую волну интереса к этнической музыке, по-моему, сильное преувеличение. Вот "новая волна" в 80-х действительно всех, по выражению К. Кинчева, "накрыла с головой". Казалось, весь музыкальный мир сошёл с ума, и теперь вся музыка до скончания веков будет такой - с этими ужасными драм-машинами и "пластмассовыми" синтезаторами. Ничего, отлегло, слава богу.
Сейчас всё достаточно демократично: есть интерес, но далеко не повальный, к разным жанрам некоммерческой музыки. Другой вопрос, насколько непросто, работая в этих жанрах, стать известными за пределами "узкого круга ограниченных людей". Даже хотя бы зарабатывать этим себе на жизнь удаётся очень не многим.
На мой взгляд, можно говорить о неких всплесках, но не о волнах. Это моё ощущение ситуации. Возможно, статистика радиостанций и продаж альбомов говорит о другом, не знаю.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Олег Верещагин

Как мне кажется, интерес к музыки с приставкой "фолк" не пропадал никогда. Он трансформировался - это да. Даже в пресловутые 90-е как грибы после дождя повылазили всякие коллективы типа "Балаган-Лимитед", исполняющие народные или псевдо-народные песни под "сладкие" звуки прописанного в студии синтезатора а-ля "фолк-поп". Помню, был какой-то праздник, то ли день города, то ли ещё что, когда подобным группам выделили целую площадку, и они собрали приличную толпу народа.
Другое дело, что сегодня у молодёжи стал проявляться интерес именно к фолк-року. Есть огромная масса поклонников этого жанра. Его флагман, группа "Мельница", уже собирает большие залы, её диске находятся в лидерах продаж (например, в "Озоне"). Есть много других интересных групп, частно проводятся фестивали типа "фолк-безумие" и т.п. Радиостанции типа "Нашего радио", которое раньше крутила рок, альтернативу, сегодня стало уделять внимание и фолк-року. И "Мельница", и та же "Пелагея" - частые гости как на волне этого радио, так и на фестивалях рок-музыки типа "Нашествия".

Arkady

#13
Я полностью согласен с Олегом. В какой-то из тем когда-то мы уже обсуждали этот вопрос. Но ещё раз докладываю, что на той стороне океана, где я проживаю, по моим личным наблюдениям не замечено никакого спада в фолк-роке, а следовательно, и никаких всплесков и волн. Всё на предельно высоком уровне, радио-волне и на верху популярности как среди взрослого населения, так и среди молодежи, со всеми вытекающими конкурсами и фестивалями, куда слетаются участники и поклонники жанра со всех сторон света.

Eugene

Цитата: Олег Верещагин от 18 января 2008, 09:48:49
Другое дело, что сегодня у молодёжи стал проявляться интерес именно к фолк-року. Есть огромная масса поклонников этого жанра. Его флагман, группа "Мельница", уже собирает большие залы, её диске находятся в лидерах продаж (например, в "Озоне"). Есть много других интересных групп, частно проводятся фестивали типа "фолк-безумие" и т.п. Радиостанции типа "Нашего радио", которое раньше крутила рок, альтернативу, сегодня стало уделять внимание и фолк-року. И "Мельница", и та же "Пелагея" - частые гости как на волне этого радио, так и на фестивалях рок-музыки типа "Нашествия".
Олег, скажем так, есть подвижки. Группа "Мельница" действительно стала достаточно популярной, диски на каждом углу продаются. Но стадионная популярность им вряд ли грозит. СДК МАИ - вот "их размерчик".
И даже флагману до калибра "Песняров" ой как далеко.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик