Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Обрядовые Песни

Автор tdmitry, 17 января 2004, 01:06:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Андрей Реп

Олег Петухов, спасибо за статью Ольги Молчановой. Прочитал, с большим интересом, поскольку написана она по горячим следам, и чувствуется эмоциональное впечатление автора. Я к этой статье ещё вернусь, а пока продолжу. "Сегодня Купала, завтра Ян" - изумительная по красоте a capellа. Могу только процитировать: "Ароматная пастораль летней купальской песни, с её завороженностью и трепетным предчувствием волшебства". Вступление к следующей песне дополняет эту картину, плавно начинаясь, после затихающего вокала. Сама песня "Калина" звучит один в один с записью на 4-м диске. Высокую мелодию в конце песни поёт Кашепаров. Иногда, на некоторых концертах, по причине усталости, он не брал некоторые ноты, и было видно, что это живой голос, а не синтезатор. В песне "Дожинки" мощное, напористое вступление, и такой же, напористый вокал. Соло Мисевича на саксофоне идёт на фоне мощных аккордов всего инструментального состава. Говоря об этой песне, хочу отметить любопытный момент. В инструментальной аранжировке начинают использоваться приёмы игры, модные в тот период времени, которые аккуратно вписываются в общую музыкальную картину в качестве точной выразительной краски. Например, в "Цмоке" в припеве есть характерные для того времени синтезаторные ходы, а в "Дожинках", синтезаторные же глиссандо. Я ещё тогда на концерте подумал,- как классно! До кучи вспомнилась песня "Тандем" Виктора Резникова. В ней есть такие же, октавные басовые ходы, что и в его знаменитой, "Улетай, туча". Такой лёгкий реверанс молодому автору, что-то вроде, "Мы следим за вашим творчеством". Песня "Ходит Ваня" - сольный номер Николаева. Певец он, конечно никакой, но артист великолепный. Последняя песня "Чарочка моя". На ней надо остановиться поподробней. Хорошо известен вариант с 6-го двойного диска. В моём восприятии это бледная тень. И ведь не скажешь, что на диске плохо играют, да вот только звуком и не пахнет. В оригинале вступление играет вся духовая группа, а не "голый" саксофон, проигрыш начинает труба, продолжает саксофон, завершает тромбон, и снова полный духовой аккорд, сочно, красиво, всё как положено.

Андрей Реп

На фотографии слева Денисов с бас-гитарой. Мой сосед был на том концерте и говорил, что у Песняров новый басист, причём очень хвалил. Это было в 1976 году, кажется летом.

Андрей Реп

О том, что юбилейные гастроли начнутся 1 сентября, было известно задолго до их начала. Поэтому, я спокойно уехал на юг покрываться загаром, предвкушая грядущие концерты. Вернувшись в Москву накануне, я позвонил приятелю похвалиться, что завтра иду на Песняров. В ответ услышал, что он уже был на двух их выступлениях, и последний раз, не далее как позавчера, в киноконцертном зале Звёздный. Чтобы добить меня окончательно, он взахлёб начал рассказывать подробности. Из его самозабвенного рассказа я понял только, что у Мули появилась суперная гитарная примочка, похожая на кассовый аппарат, синтезатор, какой-то ящик с рупорами, и что у них новая аппаратура - полный Динакорд, и усилители, и колонки. Всё это, и многое другое, я увидел на следующий день, на первом концерте, но главной неожиданностью была программа, точнее второе отделение. Видимо, мой друг всё же пожалел меня и не стал предвосхищать события. В первом отделении - Гусляр, к тому времени мне уже хорошо известный, а вот во втором - Календарный цикл, был настоящим шоком! Это была бомба, причём самая огромная. В этой программе поразило всё - и удивительная выразительность музыки, и шикарнейший звук, шутка ли, горы Динакордов по краям сцены, почти до верхних софитов, играют чисто, красиво, без напряжения, (попутно замечу, что такого звука как на тех концертах, я больше не слышал), и красота костюмов, и гармоничная цельность художественного замысла, и воплощение этого замысла Ансамблем, всё, абсолютно всё поразило меня до самого основания. Сразу стало ясно, что случайно мы увидели явление искусства. Поэтому было бы очень интересно узнать, как это всё создавалось. Как, и до какой степени прописывались аранжировки, как находили звук. Однажды, в театре Эстрады, перед концертом я видел небольшую репетицию. Пробовали звук, и в Колядочках что-то подчищали в барабанах, то-ли затактовое вступление, то-ли концовку, не помню. Запомнилось главное - спокойная и уверенная работа. Мулявин точно знал, что он хочет услышать, делал какие-то замечания и чётко направлял процесс. Не менее интересно было бы узнать, кто конкретно, по каким признакам, выбирал аппаратуру, примочки, инструменты, кто закупал всё это великолепие? Я слышал, что к юбилею, специально для Песняров, на Динакорде был заказан полный комплект аппаратуры, но кем и как, не знаю. Да и вообще, кто раньше этим занимался? Например, в апреле 76-го, в театре Эстрады были большие двухнедельные гастроли, и тогда у Песняров была аппаратура фирмы Gold. Мне запомнился ясный и прозрачный звук тех колонок. Следующие летние гастроли были с другими аппаратами. Этого названия я больше нигде не встречал, и постепенно забыл о нём. Буквально вчера смотрел на DVD Deep Purple концерт Machine Head 72-го года, и вдруг увидел на колонках эту надпись. Сразу вспомнились и те концерты Песняров. Что это за фирма, и чья она, до сих пор не знаю. (Кстати и эпизод с Денисовым на басу, видимо относится к тем гастролям. Я вспомнил, что был на концертах 1-го и 2-го числа. Выступали Песняры в том же составе и в тех же костюмах, что на вкладыше к двойному СD Лученка. Денисова при мне выпустили на сцену 2 раза, он спел Пущу и Чёрное море моё Фельцмана. На басу был Тышко. Потом, недели через две, я услышал про Денисова на басу, и очень удивился, да и непонятно было, почему вдруг исчез Тышко. Честно говоря, я тогда не поверил, думал, что приятель-сосед гонит пургу. Потом я узнал, что Тышко сильно повредил руку. Может кто-то помнит точнее, как это было? Потому что летом, в июне, я тоже был только на первых концертах, и мог спутать время событий.)

koresh

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
...Следующие летние гастроли были с другими аппаратами. Этого названия я больше нигде не встречал, и постепенно забыл о нём. Буквально вчера смотрел на DVD Deep Purple концерт Machine Head 72-го года, и вдруг увидел на колонках эту надпись. Сразу вспомнились и те концерты Песняров. Что это за фирма...

так что ж за название то - вспомнил? (увидел у дип перпл)... интересно ж...
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Андрей Реп

#34
КорешЪ! Вчера я был уставший и несколько приплюснутый, поэтому весьма коряво изложил свою мысль. Сейчас сам прочитал и ни черта не понял. У Deep Purple я увидел колонки фирмы Gold и сразу вспомнил весенние концерты Песняров в театре Эстрады. С тех давних времён это название мне не встречалось, и я про него просто забыл. Что это за фирма и чья она, я до сих пор не знаю. На июньских концертах в ГЦКЗ Россия была смесь аппаратов. Я сидел далеко и названий не разглядел.

DNP

2 Андрей Реп
Вам, возможно, будет любопытно глянуть также на несколько сообщений про Обрядовые в старом форуме http://pesnyary.com/forum/showthread.php?s=&postid=6958#post6958 , сообщения с 24-09-02 20:31 по 26-09-02 11:29
В частности, похоже, что мой вопрос там не был совсем бессмысленным: "Программа календарно-обрядовых песен - это, по-моему, одно отделение концерта. Что было в другом отделении - "Гусляр" или ...?" (Имелся в виду сентябрь 1979.)
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

DNP

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
Четвёртыми идут "Колядные игры". Гитарный дуэт Мулявина и Ткаченко здесь. Они вместе начинают играть рифф, затем Ткаченко уходит в соло, а Муля продолжает поддержку... На морозовском диске записан другой вариант, без духовых, в другом составе, под названием "Цярэшка"
Согласен, что "дуэт" Мулявин-Ткаченко - это из той вещи, которая на Морозовских дисках проходит как "Цярешка" ("Гитарные" дела в Морозовской "Цярешке" начинаются на 3мин 10сек)
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Андрей Реп

#37
DNP, спасибо за ссылку на старый форум. Забегая вперёд, (это относится к мартовским, 1980 года, концертам Песняров в Москве) уточню для Вас кое-что, по песне Тандем. Впервые эта песня прозвучала в Москве именно марте. В сентябре 79-го её в репертуаре не было. Автор - Виктор Резников. После больших Ленинградских гастролей в январе 1980 года, (тогда же сняты "20 минут с Песнярами" ещё с Борткевичем) были взяты в репертуар несколько песен этого интересного автора - Тандем, Сонет и Бегайте трусцой. Годом ранее, в январе 79-го, Песняры уже пели его песню Ленивый гном, её же исполняли во втором отделении, в январе 80-го, в Ленинграде. У меня была запись Тандема с концерта, и поэтому я эту песню достаточно хорошо помню,- такая легко-забойная, быстрая вещица. Вступление начинает Паливода на гитаре, причём только ритм по одной струне, затем по закону жанра, вступает бас, и понеслось. Поют Пеня и Дайнеко в унисон (наверное для забойности - шутка!). На органе Николаев, успевает и Хаммондовские аккорды всунуть, и виртуозные пассажи-переходы сыграть. Ткаченко играет гитарное соло вместо третьего куплета. В общем интересно, и что я тогда заметил, сыграно с настроением.

Boris Bernshteyn

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
У меня была запись Тандема с концерта, и поэтому я эту песню достаточно хорошо помню,- такая легко-забойная, быстрая вещица. Вступление начинает Паливода на гитаре, причём только ритм по одной струне, затем по закону жанра, вступает бас, и понеслось. Поют Пеня и Дайнеко в унисон (наверное для забойности - шутка!). На органе Николаев, успевает и Хаммондовские аккорды всунуть, и виртуозные пассажи-переходы сыграть. Ткаченко играет гитарное соло вместо третьего куплета. В общем интересно, и что я тогда заметил, сыграно с настроением.

 Паливода на гитаре? Это что-то новенькое!
И ещё несколько глупых вопросов:
1. По закону какого жанра?
2. Куда понеслось?
3. Что такое Хаммондовские аккорды?
4. Что такое виртуозные пассажи-переходы?
5. Куда делся третий куплет?

Я тоже заметил – написано с настроением!:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Андрей Реп

Уважаемый Борис, доброго Вам здравия! Постараюсь исчерпывающе ответить на Ваши вопросы. Да, действительно, есть такой порочащий факт игры на электрогитаре, в безупречной, клавишно-рояльной биографии Игоря Паливоды. Соло он, конечно, не играл, но риффовый ритм очень даже задавал. Скажем так, лёгкая шутка Мастера. Теперь по вопросам:
    1. По закону жанра быстрой забойной вещицы.
    2. Куда понеслось? Естественно вперёд!
    3. Здесь имеются ввиду аккордные акценты, в которых итальянская Фафайса, в умелых руках, звучит как американский Хаммонд, у рок-корифеев, рубежа 60-70-х годов.
    4. В данном случае, это быстрые связующие фразы, между припевом и куплетом.
    5. Третий куплет никуда не девался, его там и не было. Если бы он был, то на его месте игралось соло.

Boris Bernshteyn

Уважаемый Андрей!
Спасибо за исчерпывающие!
Теперь вопросов нет... хотя, если можно, один. Последний:
1. Чем отличается "лёгкий-забой" от "быстрого забоя"?
Остаюсь в добром здравии, всецело Ваш!
Борка.:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

koresh

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
...    3. Здесь имеются ввиду аккордные акценты, в которых итальянская Фафайса, в умелых руках, звучит как американский Хаммонд, у рок-корифеев, рубежа 60-70-х годов...

Я конечно понимаю, что в "умелых руках и хрен балалайка", но вот как в умелые руки Николаева попалась "итальянская Фафайса" :confused: и что это за зверь?

Славные итальянские мастера производили и производят следующие "клавиши" - Cavendish, Elka, Farfisa (это наверное то что имелось ввиду), Gem, Jen, Siel, Skyline (GIS), Viscount, L.I.R.A.

P.S. ... а то уже клиенты стали доставать - хотим мол такую же "итальянскую Фафайсу" и все...:D
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Петухов

Андрей Реп: "Сразу стало ясно, что случайно мы увидели явление искусства".

Вот и ответ на вопрос, недавно поставленный Борисом Бернштейном:
является ли "лёгкая музыка" искусством?

Если и является, то чисто случайно. И что с этой случайностью делать, как ею распорядиться?..

А "лёгкая музыка" должна быть прежде всего удобна в быту. Вот как "Вологда".

DNP

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
уточню для Вас кое-что, по песне Тандем. Впервые эта песня прозвучала в Москве именно марте. В сентябре 79-го её в репертуаре не было. Автор - Виктор Резников. После больших Ленинградских гастролей в январе 1980 года, (тогда же сняты "20 минут с Песнярами" ещё с Борткевичем). Годом ранее, в январе 79-го, Песняры уже пели его песню Ленивый гном, её же исполняли во втором отделении, в январе 80-го, в Ленинграде. На органе Николаев. В общем интересно, и что я тогда заметил, сыграно с настроением.
Спасибо.
Тандем.
1. Cогласен, что в сентябре 1979 эта песня на концерте не исполнялась. У меня вообще единственное слышанное мною исполнение "Тандема" ассоциируется больше с "Эстрадой", чем с "Россией".
2. Соответственно, я больше склоняюсь к вар-ту, что я слышал "Тандем" скорее в конце 78 или начале 79 года. Возможно, это было, когда я вообще впервые увидел Паливоду в составе П.
3. Песня исполнялась "на бис", т.е. в самом конце второго отделения. Можно было бы сказать "сверх программы", но мне так кажется, что это была "Эстрада", и программы не было (т.е. программки на концерте не продавались). Паливода не только играл на черной Мулявинской гитаре, но и подпевал в "солистский" микрофон. А Мулявин без гитары как-то так неприкаянно на сцене выглядел и перемещался, и в финале подскочил к роялю и, стоя, сыграл какие-то заключительные аккорды.  Возможно, еще кто-то в этой песне на
"неправильном" инструменте играл. Вот такое впечатление "неправильности", "хулиганистости", "несерьезности" и эксперимента осталось.
Да, песня такая заводная, немного забойная. И по моему мнению "непесняровская".
4. В опубликованных как бы кусках дневника Паливоды, он называет "Тандем" "молодежной" песней :)
5. Автор - действительно Резников, я уже задавал вопрос Ткаченко, он ответил.
6. Гастроли в Ленинграде - 8-17 января 1980, зал "Октябрьский". Это "большие январские Лениградские гастроли", на которых "20 минут с П" снимали? (Я там не был).
7. У меня к Вам вопрос. Были ли гастроли П в Москве, в "России" позже марта 80, но раньше июля 80 ("Октябрь"?)? Дело в том, что я впервые видел Пеню на концертах в "России", Дайнеко по-моему был (я в этом сильно уверен), а "Пущу" пел Пеня. Мне кажется, что те концерты проходили всё-таки позже, чем в марте 80.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Андрей Реп

1. Уважаемый Борис, предлагаю слова лёгкий и быстрый написать через запятую - лёгкий, быстрый. (Для того, чтобы не было различия.)
   2. Корешъ, естественно это старая, добрая Farfisa. Транскрипцию Фафайса, я услышал лет, ...надцать тому назад, у Севы Новгородцева. Если клиенты хотят получить такой звук, не забудь в комплект поставки включить "ящик с рупорами", иначе ничего не выйдет. Кстати, меня самого очень интересует, как в их руки попадали дорогие, фирменные инструменты и аппараты.
   3. Олегу Петухову. Я никогда не задавался таким серьёзным вопросом, не видя в нём практического смысла. Что касается Песняров, то и до этого, в их музыке было много проявлений уникального искусства (Первое, что сразу пришло в голову, Второй диск). Цикл календарно-обрядовых песен стоит особняком, в силу своей программности. Это тот редчайший случай, когда все элементы в отдельности (песни, звук, костюмы и т.п.), и вся программа в целом, являют собой художественное откровение. При желании, можно попытаться препарировать и разложить на составляющие, и даже всё объяснить, но формулу создания предмета искусства, всё равно не вывеcти. А что с этим делать? Не знаю, наверное слушать, и всё. Главное, что бы это было доступно, пошёл и купил.
   4. DNP. Просто прошло 25 лет! Многое, к сожалению, стирается, и перепутывается. Концертов Песняров в промежутке, с марта по июль 1980 года, в Москве, не было. Если Пеня пел Пущу, то это март 80-го, в России, и Тандем, тогда же. Дело в том, что на первом мартовском концерте, Дайнеко дважды сорвался в Пуще, и вообще, работал через силу, совершенно больной. Поэтому, на следующих концертах Пущу запевал Пеня. В театре Эстрады концерты были с 31 декабря 1979, по 5 января 1980 года, сразу после серии концертов в УСЗ Дружба. 7 января начинались гастроли в Ленинграде. Моя подруга ездила тогда в Ленинград, привозила свои записи, и рассказывала, что Песняров там много снимали и записывали. Может быть в Питере удастся найти "официальные" записи тех концертов, или студийные записи.