Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Артемий, Марочкин, Ханок - про "Песняров" по паре строк

Автор Алекс (ВЕТРОВ), 25 февраля 2006, 17:31:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Алекс (ВЕТРОВ)

Предлагаю выдержки из книг где упомянуты "Песняры" и свои комментарии к ним.

"ПЕРВЫЕ" (Очерки истории отечественной рок-музыки) 1999    Алексей ПЕТРОВ  
       В конце 60-х – в начале 70-х годов у нас в стране появились первые фолк-рок ансамбли: русский «Ариэль» (рук. В. Ярушин) и белорусские «Песняры» (рук. В. Мулявин) – мелодичные и голосистые, поющие современные версии народных песен.
Подобный почин – электрические адаптации фольклора – горячо приветствовались и поддерживались властями. Эти ансамбли были так популярны (особенно «Песняры»), что ходила легенда, будто музыкантов на «ура» встречали на Западе. А.Троицкий пишет об этом с насмешкой: «Ведущим советским ВИА стали белорусские «Песняры». Десяток усатых молодцов, поющих тоненькими голосами под аккомпанемент свирелей и электрооргана. В середине 70-х «Песняры» впервые представили новую советскую поп-музыку в США, но, кажется, об этих гастролях никто не любит вспоминать»*.
    Первые диски «Песняров» и сегодня выглядят необычайно музыкальными и совершенными (хотя бы по части вокала). Позже ансамбль стал исполнять обязательную программу (политические и патриотические гимны – «Баллада о четырёх заложниках», «Памяти Виктора Хары», «Хатынь», песни советских композиторов) и как-то постепенно популярность свою утратил.
      *Артемий Троицкий, книга «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...»

Мой комментарий:
Во-первых. Если кажется, - то народная поговорка советует перекреститься, но наверное подобная рекомендация здесь не подходит...
   Удивительно! Мулявин одно время не знал куда деваться от постоянных просьб журналистов рассказать подробности американских гастролей, а тут, -...Не любят вспоминать.  
Во-вторых: Тем более странно, что именно этого "рок-критика», ничего не видевшего в «Песнярах» кроме усов, свирелей и электрооргана, привлекли к участию в фильме «Сделано Мулявиным в СССР»...
Нечто подобное же было, когда именно его, проигнорировавшего концерт Ринго Старра в ГКЦЗ «России», потом и пригласили прокомментировать те самые гастроли экс-Битла в России(?!)
     Хвала самому автору «Очерков» - А.Петрову, он от такой безапеляционности подстраховался своим послесловием:
...Прошу также учесть тот факт, что работу над своими записками я закончил три года назад (в прошлом веке!..), а с тех пор много воды утекло, и некоторые мои утверждения сегодня кому-то могут показаться спорными. Главное же для меня, например – это то, что, изучив прошлое тех музыкантов, которые и сегодня на виду и к кому совсем ещё недавно я относился с изрядной долей скепсиса, теперь смотрю на прошлое нашей поп-музыки совсем другими глазами...

"Повседневная жизнь российского рок-музыканта"      2003     Владимир МАРОЧКИН

    Из 400-х стр. книги только на 279-й. где шла речь о выпуске альбомов, автор, наконец обмолвился и о «Песнярах».
    ...Из этого десятилетия, кроме знаменитой пластинки Тухманова «По волне моей памяти» о которой уже говорилось выше, можно вспомнить еще диски «Песняров», а их вышло штук пять и, альбом «Русские песни» челябинского ВИА «Ариэль». Но, лично у меня отношение к ним было прохладное, поскольку необходимого синтеза для создания национальной рок-музыки там никак не получалось. Ставишь пластинку, начинаешь слушать песни и вполне можешь вообразить себя сидящим где-то на завалинке в Полесье или Мещере, но когда начинались импровизации, то слушатели, будто по мановению волшебной палочки перемещались куда-то в район Детройта или Сан-Франциско, в заключение снова игралась тема, и снова – завалинка Полесье, Мещера...

Мой комментарий:
    ...Видимо потому, что ставил пластинку автор, а слушали ее другие слушатели, ему так и не удалось услышать необходимого синтеза национальной рок-музыки.
     Для В.Марочкина «синтез» там, где молодежь лабала с фузами и квакушками, просто передирая или перевирая манеру западных групп, при этом, пытаясь исполнять эту «национальную рок-музыку» на русском языке.
  Знать бы Мулявину наперед эту характеристику его музыки, наверняка бы настоял, чтобы гастроли «Песняров» проходили именно в перечисленных американских городах!

Более пространное высказывание о "Песнярах" Эдуарда Ханка из книги 1997 года
 "АЛЛА «в законе волны» и... в окружении звезд"
(по страницам летописи советской и постсоветской эстрады)оставляю на следующий раз...:)
HF

Алекс (ВЕТРОВ)

Эдуар Ханок. 1997г.  «ПУ-ГА-ЧЕВ-ЩИ-НА»
«По страницам летописи советской и постсоветской эстрады)
 
"ПЕСНЯРЫ..."
"Как много в этом слове для  сердца... и не только белорусского слилось..."
                             
Легендарный белорусский ансамбль... Появился в конце 60-ых годов... В своей республике испытывал "дискомфорт" до своей триумфальной победы на всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве... Идеально подобраны не только голоса, но и имидж, поэтому любопытен состав ансамбля:
- Владимир Мулявин - руководитель и "мозг" ансамбля, единственный народный  артист СССР среди руководителей всех  ансамблей и рок-групп бывшей страны (абсолютное же большинство - либо без звания,  либо с первичным званием - заслуженный артист своей республики);
- Владислав Мисевич - флейта, саксофон - обладатель уникальной МИКСТЫ (очень высокие верха), что придавало специфический колорит ансамблю;
- Леонид Борткевич - солист ансамбля... Имидж - "Герой-Любовник" (самое популярное амплуа в искусстве);
- Анатолий Кашепаров - солист ансамбля... Имидж - "сын полка" или "Гаврош"...
- И Александр Демешко - барабанщик... Имидж - "балагур"...
Остальные участники ансамбля играли существенную роль, однако яркого имиджа не имели... Например, Валерий Дайнека (известен только как исполнитель «Беловежской пущи»)... Как музыканты считались "середняками", подтвердив еще раз тот факт, что в  ансамблях или группах главное не как  играешь, а как поешь... "Родили" огромное количество песен на стихи разных поэтов и одну суперкомпозицию "Крик птицы" на стихи Ю. Рыбчинского, чем завоевали всенародную любовь... Блестяще сочетая народную песню с современнейшими ритмами, стали единственным ансамблем, о котором можно смело сказать: " Он Нравился Всем!"...  От "зеленой" молодежи до седых ветеранов...
Диапазон песен огромен:
а) обработки народных песен, среди которых самая-наисамая - "Косил Ясь конюшину";
б) оригинальные на стихи классиков белорусской поэзии, например, "Александрина", "Мой родный кут"
в) песни Советских композиторов, например, "Беловежская пуща", "Берёзовый сок"...
г) оригинальные ремиксы старых песен:
- "Ты мне весною приснилася" и "Где ж ты моя сероглазая, где - в Вологде-где-где-где-в-Вологде-где". Этот СуперХит стал не только сумасшедше популярным, но и явился практически их последней песней,  которая стала настоящим событием в нашей бывшей стране...
Два обстоятельства постепенно отодвинули ансамбль от всенародной огромной любви к локальной популярности, а потом и просто известности в собственной республике, а позже и стране - Беларуси.
Первое обстоятельство - постепенное увлечение "крупными" полотнами,  которые, с одной стороны все более усложняли их язык, а с другой - все больше отдаляли их от массового слушателя...
Второе обстоятельство - постепенный развал основного состава ансамбля. Если "злым духом" легендарных "Битлз" явились - сначала Йоко Оно, "забравшая" Джона Леннона, а затем - Линда, ставшая Маккартни, то "злым духом" легендарного ансамбля "Песняры", оказались - сначала знаменитая гимнастка Ольга Корбут, "забравшая" Леонида Борткевича, а затем - известная киноактриса Светлана Пенкина, (известная по роли Кати в фильме "Хождение по мукам") "взявшая в руки" Владимира Мулявина, ставшая "неофициальной хозяйкой" ансамбля и, по личному признанию "Бывших Главных Песняров", создавшая там нетерпимо - нетворческую атмосферу... (Естественно, Светлана Пенкина с этим не согласна)...
      А что же новые "Песняры"? Сегодняшние "Песняры" утверждают, что они поют и играют даже лучше, чем те..., первые, но им видимо не суждено понять, что они никогда не будут теми "Песнярами", так же, как сегодня можно создать группу, которая поет лучше самих "Битлз", но это будет всего лишь и.о.,  ибо "Битлз" или "Песняры" - это "штучный товар" т.е. это конкретные люди. И поэтому, сегодня это не ансамбль, а просто - студия "Песняры" под руководством... Пенкиной...

P. S. Маленький штрих к портрету Светланы... Славянский базар-96. В культурном центре проходит т. н. "Рандеву со звездой". На сцене Владимир Мулявин и несколько участников ансамбля. Внизу лицом к публике, а спиной к "Песнярам" восседает г-жа Пенкина... Вопросы задают ансамблю, но отвечает больше Сама "Хозяйка". Она перебивает всех и по-своему комментирует "вялое лепетание" Мулявина и К*... Вот такие "ПЕНКИ"...

Мои комментарии:
А, я то думал, что «Зачарованная» - не менее известная песня Дайнеко...
Мысль о музыкантах «середняках», тоже кажется не бесспорной...
...«Крупные полотна»... усложняли их язык...
Стали петь на псевдо-белорусском что ли? Не до конца понятно? Усложняли язык музыкального повествования? Ну, так и написали бы Эдуард Семенович...
...Известная киноактриса... Здесь понятно, ибо далее, для освящения этой самой «известности» следует уточнение - из-за какой кинороли эта известность.
Сегодняшние "Песняры" утверждают, что они поют и играют даже лучше, чем те..., первые...
(?)Так! К барьеру: Пеню, Молчана, Катикова, Аверина (в те дни еще – Козловича)!
Это кто ж из вас, господа и где, бахвалился, что де играли тогда лучше предыдущих составов?!  
Комментарий, по поводу написанного композитором о чете Мулявиных и их «придворном» ансамбле, думаю излишен – давно всем все ясно...
:gentleman
HF

Arkady

Алекс, спасибо за интересные выдержки из различных статей.
Да, интересно, что бы сказал Ханок о сегодняшнем многостаночном песнярстве?
Вот еще одно высказывание по поводу его летописи "ПУГАЧЕВЩИНА":
"Белорусский композитор Эдуард Ханок давно сменил клавиши на клавиатуру и стал летописцем советской и постсоветской эстрады, в результате и родилась «Пугачевщина» (Киев, «Астарта», 1998). В эстрадных кругах к Ханку относятся как к городскому сумасшедшему. Его книга, изобилующая многозначительными многоточиями и словами с прописной буквы, определенно вызовет интерес у психоаналитиков. В начале 80-х Ханок изобрел «Закон волны», согласно которому любой артист имеет одну или две волны популярности (в общей сложности это 10 — 15 лет на гребне успеха), а потом звезда или исчезает, или работает на «остаточной волне». Ханок считает, что 15 апреля 1999 года, в день своего 50-летия, Пугачева должна «совершить поступок с Большой Буквы, то есть Красиво Уйти. Дай Бог, чтоб это свершилось, ибо если последние десять лет ее история выглядела трагикомедией, боюсь, что дальше она повторится как фарс». Так она его и послушает."

Василий А. Пушкин
"Огонек" №29 март 1998

Источник: http://aprilclub.kulichki.com/books/bk21.htm

Алекс (ВЕТРОВ)

Спасибо, Arkady!
А, вот, что говорил по этому поводу сам автор.
Отрывок из его интервью от 27 февраля 1997г.
"Пусть лучше обо мне говорят плохо, чем вообще не говорят..."
Белорусский композитор Эдуард Ханок — фигура одиозная. С этим согласны все — его сторонники и противники. Даже он сам. Его постоянно держат под прицелом газеты разного толка. Впрочем, Эдуард Семенович сам делает себя мишенью для злословия журналистов и коллег.
— Вам доставляет удовольствие будоражить публику или просто действуете по принципу: антиреклама — лучший способ рекламы?
— Да, пусть лучше обо мне говорят плохо, чем вообще не говорят. Сколько моих коллег, пишущих песни, остаются за кадром — будто их вовсе нет. А я есть. И хочу, чтобы об этом знали. Профессия композитора стала как бы прикладной. Тебя знают, только если сам поешь. Спросите любого прохожего, кто написал "Чужую милую". Подавляющее большинство ответят: Солодуха. Ханка и не вспомнят, хотя эта песня побила все рекорды популярности. У публики плохая память...
— Поэтому вы время от времени и даете такие интервью, как то, пресловутое, что появилось в одной из газет с сенсационным заголовком — "Пугачева — ноль"?
— Ну, положим, заголовок на совести журналистов. Вот и недавно в киевской газете "Бульвар" поместили мое интервью с почти криминальным названием: "Алла Пугачева — бандерша советской эстрады". Но это вовсе не значит, что я так думаю.
— Вы ничего подобного не говорили?
— На этот вопрос трудно ответить однозначно. Говорил — но в каком контексте? Одно дело просто сказать, что Пугачева — ноль, и другое — что она ноль по сравнению с Барброй Стрейзанд или Лайзой Минелли, признанными звездами мировой эстрады. Пугачева таковой не является. Это истина. Но вообще, должен признаться, что у меня была дурная привычка: если я хотел что–то доказать, а со мной не соглашались, заводился и начинал всех громить, стараясь ударить побольнее... :ogo:
HF

Arkady

Да, вот уж гром и молния!
Извини, я переключился на Пугачеву и сбил тебя с мысли о "Песнярах".

Алекс (ВЕТРОВ)

Сбить с мысли о "Песнярах" нас уже не возможно!
Так, что все ОК! Одно вот только жалею, что в этой теме не могу поместить отрывок из книги бывшего директора т.Эстрада. Помоему его фамилия Андреев, а называлась - "Мир и эстрада", 1979 г. издания. Там и ранее фото было Мулявина. Сунулся в свои архивы, но... Толи Бороде в свое время задарил, толи кому дал почитать, и "прилипла к рукам"? :confused:
Увы! Но, там все было в положительном ключе! :idea:
HF

padbiarez

Конікаў, здаецца, а не Андрэеў. Кніга называецца "Мир эстрады". Для савецкага часу -- вельмі сьмелая кніга і, галоўнае, сапраўды цікавая. Яна ёсьць у мяне. У букіністаў неяк набыў.

Алекс (ВЕТРОВ)

Точно!!! Интересно, но я ее купил именно в "Букинисте" в 1980 году на "Преображенской площади" где живу.
Знаю, что есть лишний экземплярчик в Питере у
битломана-коллекционера Б.Неверовского. Да, все не могу с ним пересечься. В ней ведь есть рассказ о посещении концерта Битлов в парижской "Олимпии" (Бруно Кокатрикс оказал услугу Коникову).  
Спасибо Padbiarez!
:friends:
HF

padbiarez

Кніга і пачынаецца менавіта з успамінаў аб гэтым канцэрце, што ў глухі савецкі час выглядала проста сэнсацыйна!

padbiarez

Кніга і пачынаецца менавіта з успамінаў аб гэтым канцэрце, што ў глухі савецкі час выглядала проста сэнсацыйна!

Анатоль

Алекс!
Попробую тебе помочь, помещаю отрывок из книги Александра Конникова МИР ЭСТРАДЫ, надеюсь это тот отрывок, который упоминался -

«Песняры» — это сейчас как пароль: мелькнут где-нибудь на афише — и сборы обеспечены. Никто их не заставлял собраться, никто не издавал приказа: с такого-то числа создать ансамбль. Все они работали в разных коллективах, играли и пели, а в свободное время, когда добрые люди отдыхают, собирались и репетировали. А потом шли в столовую и заказывали на восемь человек восемь гарниров. Потому что все деньги, каждый грош, вкладывали в аппаратуру. В них не очень-то верили: новый ансамбль получался весьма непохожим на те, что уже существовали и утвердились. Я заметил, что вообще новое у нас часто проходит три стадии. Сначала говорят: это вред. Потом говорят: это бред. А уже потом, когда признание становится всеобщим, те же самые люди говорят: мы тоже помогали! Судьба «Песняров» была классическим примером действия этой схемы.
Впереди был конкурс артистов эстрады. У ребят был уговор: если провалимся, разбежимся — сколько же можно мучиться. Я думаю, они себя обманывали — не хватило бы сил разбежаться, продолжали бы работать и бороться.
Судьба к ним очень неласкова. Всех их преследуют
какие-то бедствия, катастрофы. Вдруг трагически погиб самый младший — брат Мулявина. Но все напасти не выбивают их из рабочей формы. Это тоже важнейшее свойство фанатов.
Так же мучительно и самопроизвольно рождался челябинский ансамбль «Ариэль». Полтора года — в совершенно не предназначенном для музыки подвале жэка. Кто-то, послушав их, сказал, что эти ребята наверняка неженаты. И пояснил: невозможно так играть, если у тебя есть жена, дом, заботы. А потом — первая премия на конкурсе в 1974 году.

Алекс (ВЕТРОВ)

Благодарю, Анатоль!
Ты помог не только мне, но и всем кому дорога и интересна история "Песняров"!:appl:
HF