Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Песняры. Взгляд из будущего

Автор Иван Капсамун, 17 октября 2018, 23:05:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Eugene

Цитата: Incurious от 10 мая 2019, 11:39:23Мне понравилось утверждение о том,  что "Песняры" никогда не занимались фольклором.
Я дочитал книгу примерно до половины. Да, ближе к началу есть такая фраза Валерия Дайнеко:
"Фольклор, этнос и прочие штучки – это не про «Песняров». Я уже говорил – «Песняры» никогда не занимались фольклором и никогда не были фольклорным коллективом! Никогда!!!"

За ней следует пространное объяснение Анжелы, которого я, убейте меня, не понял. Если имеется в виду, что не занимались аутентичным фольклором, то тут и объяснять нечего. Если что-то другое, то я не знаю, что именно. Был бы весьма признателен, если бы кто доходчиво объяснил.
Пока же я не понимаю, что этим хотел сказать Валерий Сергеевич.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Arkady

Ну, что ж тут непонятного? Вот Бурановские Бабушки - это фольклор.  :)


Incurious

Eugene: "Пока же я не понимаю...".

Я тоже не понимаю. Может это просто неточный перевод с шотландского ? Впрочем, тут бы и сам Хармс не разобрался, хотя он "парадоксов друг", а мы с вами - только шапочные знакомые. А чем, простите, Мулявин & Co занимались во время своих этнографических экспедиций ? В перерывах между застолиями, конечно. Вроде как этим самым фольклором и занимались. Другое дело, к чему эти занятия привели. А занимался ли фольклором "Ариэль" ? Вы когда до конца дочитаете, поделитесь общим впечатлением, ладно ?

Eugene

Раз вам понравилось утверждение, я и подумал, что вы его понимаете. Или "понравилось" было сказано с иронией?
Про впечатления напишу, хоть я и не дочь офицера, тем не менее, там не всё так однозначно.  :)
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Incurious

Понравилось как попытка вывести наше представление о группе за рамки привычных, казалось бы, представлений. Вроде бы все знают, что "Песняры" среди прочего и с фольклором работали. А тут маститый музыкант заявляет, что нет. Ещё бы аргументацию под это дело подвести. Было бы совсем здорово.

Eugene

Дочитал. Попробую подытожить впечатления.

Как в начале "Взгляда из будущего" пишет Анжела Гергель, было решено третью книгу издать в формате беседы – всю в прямой речи. "В ... беседе также принимают участие музыканты ансамбля – Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Владимир Ткаченко, Людмила Исупова, Валерий Головко, Олег Аверин, Александр Катиков, Александр Соловьёв... На несколько вопросов успел ответить Валентин Бадьяров, который, к сожалению, покинул нас в декабре 2017 года."

Свести всю эту информацию в хронологически выстроенное повествование - работа весьма и весьма кропотливая. По большому счёту это получилось.

Главные участники виртуальной беседы - Валерий Дайнеко и Анжела Гергель, время от времени к ним присоединяются перечисленные музыканты "Песняров", поклонники ансамбля, а также шотландские, ирландские, американские и пр. музыканты и культурологи. Для меня тут самое интересное - то, о чём рассказывает Валерий Сергеевич. А рассказывает он много и увлекательно: о детстве, учёбе, первых группах, в которых он играл, о работе в ансамбле "Червона рута". Не знаю, все ли видели запись концерта 76 года в Чехословакии - Дайнеко и Ротару там просто шикарные!

И, конечно, о "Песнярах", Мулявине, подробно о работе над вокальными аранжировками, почти обо всех песняровских программах и о времени после 1992 года. Интересные детали добавляют Владимир Ткаченко, Олег Аверин и другие музыканты. Поскольку Анжела Гергель с творчеством "Песняров" хорошо знакома, разговор получается содержательным (хотя на мой вкус рассуждения Анжелы могли бы быть менее пространными, но это субъективно).
Приятно, что разговор идёт о музыке и музыкантах, никаких "интриг, скандалов, расследований" и поисков клопов в княжеском белье.

CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Eugene

#156
Теперь ложки дёгтя.

1. Кельтско-шотландская тема.
Валерий Дайнеко (о предыдущей книге): Только это, наверное, интересно довольно узкому кругу специалистов. На мой взгляд книга немного перегружена шотландскими «изысканиями», филологическими «премудростями»... Мне кажется, многочисленные исторические отступления лишают книгу живости, а развитие темы, о котором всегда мечтает читатель, не получается. И лишь когда появляются вопросы и ответы, и мы пишем больше о жизненных ситуациях, всё становится на место.

Совсем от этой темы, далеко не всем понравившейся, конечно не ушли. По мне, так её всё равно многовато. И нет у меня доверия к заявлениям, подобным этому:
Анжела Гергель: ... Подробно об истории происхождения джаза мы написали в книге «Песняры времени своего» – так что любознательные читатели могут там узнать, что распространённое мнение об африканском происхождении блюза и джаза ошибочно, а само слово «jazz» очень древнее, и придумано оно НЕ афро американцами и родом оно даже НЕ из Нового Орлеана, хотя именно там на уличных карнавалах jazz получил новую жизнь.
Могу только согласиться, что "мнение об африканском происхождении блюза и джаза ошибочно".  :)
Рассуждения зарубежных экспертов о взаимопроникновении культур мне не показались интересными.

Но на мне свет клином не сошёлся.
Анжела Гергель: ... среди поклонников «Песняров» нашлись те, для которых такая необычная оценка творчества их любимого ансамбля оказалась и новой, и важной. Всколыхнула в них интерес не только к происхождению народных песен, обработанных «Песнярами», но и к истории музыки. Более того, многие наши читатели высказывают мнение, что каждая страница книги настолько ёмкая, что на её основе можно написать новую книгу или диссертацию.
- Резонно, хотя про диссертации несколько самоуверенно.

2. Книга не вычитана до публикации: опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, не выверены некоторые детали.
Несколько примеров таких невыверенных деталей:
- Валерий Дайнеко: Воспитывался я на американских джазовых вокальных группах, таких как «The Hi Lo's», «The Four Freshmen», «The Manhattan Transfer», «New York Voices».
Гуглим про New York Voices - основана в 1987, когда Валерий Сергеевич был уже более чем состоявшимся вокалистом и, следовательно, расти на этой группе не мог. Надо же такие вещи отслеживать.

- Идёт разговор о "Лявонах", и дано фото состава с Денисовым.

- Цитата: "песни ..., написанные Владимиром Мулявиным для фильма «Горя бояться – счастья не видать»...
- Почему бы не посмотреть, что композитор О. Янченко?

- Валерий Головко: ... Фантастическая ритм секция «Песняров» в составе Владимира Беляева, Бориса Бернштейна, Владимира Ткаченко и Игоря Паливоды...

3. Некоторые части книги напоминают учебник или тезисы какого-то тренинга.
В отличие от пестрящих в интернете списков качеств, развивая которые, можно якобы стать гением, наше исследование доказывает обратное. Как бы это ни питало наши надежды, взрастить в себе гения невозможно, но вполне реально и необходимо развивать талант, который дан каждому из нас.
Мы намеренно не будем приводить примеры. Они уже все описаны ранее. А вы наверняка сами вспомните, кто из «Песняров» обладает такими качествами:
Высокая степень проницательности. Гений видит иначе, чем остальные, и может придумать новые, самые неожиданные комбинации. Но самое главное – он может зайти намного дальше и почувствовать то, что за пределами видимого.


Когда идут живые рассказы, всё живо и интересно. Как только начинаются "исследования", наукообразие меня лично обламывает.

4. Использование английских слов, там где без этого можно обойтись ("Charlie Chaplin, «Westerns», ragtime, jazz стали известны миллионам за пределами страны.") и русских, когда были бы уместнее аглийские ("... хотелось играть «Земельку», «Чикаго», «Бенсона», «Вандера»...").
- Зачем это?

5. В электронной версии книги первые строфы стихотворения Тышко переехали в середину. В бумажной, насколько я понял, всё со стихотворением правильно.

Всё, ругню закончил. Дальше будет мирное продолжение.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Eugene

#157
Некоторые интересные моменты (на самом деле в книге их больше).

- Леонид Тышко: А увлечённость поэзией помогла найти название для ансамбля. «Перелопатив» сборники белорусских стихов, я вдохновился одним. Только не Янки Купалы, как считают многие, а Якуба Коласа. Называется оно «Пясняр»...
- Я, например, этого не знал, считал что из Купалы.

- Александр Виславский: В «Песнярах» мне пришлось очень много работать. Кстати, моя жизнь была связана с этим ансамблем с самого детства – в мультфильме «Квака  задавака», который озвучивали «Песняры», я пою в хоре. В коллективе я был аранжировщиком, играл на клавишных инструментах, пел. Расписание наше было плотным: аранжировки я писал ночами, так как практически каждый день были репетиция и концерты. Все выкладывались, выворачивались наизнанку.
- Не знал про участие в "Кваке-задаваке". А вторая часть для меня ломает представление о невостребованности "Песняров" и полупустых залах в конце 80-х - начале 90-х.

- Владимир Ткаченко: «Каждый четвёртый» первоначально звучала в картине «Беларусьфильма». А для творческого вечера Михаила Матусовского её сделали мы, а капелла.
- Что за фильм? Кто-нибудь слышал версию с инструментами?

- Валерий Дайнеко (о "Весёлых нищих"): Вторая песня, которая считается изюминкой программы – «Прощай красавица моя» или «Я пью твоё здоровье», в ней я играю не только на скрипке, но и на гармошке.
- Не знал и даже не догадывался об этом.

О "Слуцких ткачихах" (куда ж без них?).
- Валерий Дайнеко: Мулявин, мне кажется, и сам не подозревал, что сможет написать такой шедевр. Сейчас уже сложно судить, но тогда, когда состоялась премьера, я получил больше невиртуальных лайков, чем собрала в то же время «Беловежская Пуща». Через несколько лет эта песня вошла в программу «Вянок» на стихи Максима Богдановича.
- Был уверен, что песня написана в 1991 году, причём уже ближе к поездке в Нью-Йорк. Я не прав или Валерий Сергеевич тут что-то путает?

- Анжела Гергель: Одним из ярких примеров является песня «Слуцкія ткачыхі». Речь об искажении реальности в процессе создания нового творения. Сначала впечатлительный Максім Багдановіч, не зная исторической правды, пишет полное трагизма стихотворение о крепостных девушках  ткачихах, которые вместо персидского образца ткали «Цвяток радзiмы васiлька». Затем Владимир Мулявин, не поняв содержания по звучанию слов пишет мелодию. ... Песня «Слуцкія ткачыхі» стала одной из таких исключительных песен, когда слова уже не имеют значения, что обычно происходит с джазовыми композициями.
- Маловероятно чтобы Мулявин, совершенно сознательно взяв из для песни только часть строф стихотворения, не понимал его содержания. И про не имеющие значения слова именно в этой песне крайне сомнительно.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Eugene

#158
Некоторые особо понравившиеся вещи.

1. Наличие мнений иностранных музыкантов после прослушивания песен "Песняров".
Анжела Гергель: А главное, что в записях любого года и разных составов – не менее трёх лидирующих вокалистов с разными по тембру и характеру голосами! Это впечатляло больше всего! Таких примеров они не могли назвать среди известных западных ансамблей – ни фольклорных, ни современных. А ещё – постоянное изменение манеры исполнения! Зарубежным музыкантам действительно было трудно дать определение стилю ансамбля.
- Мне всегда интересно, как воспринимается музыка "Песняров" людьми, не понимающими содержания песен, для которых голоса - только дополнительные музыкальные инструменты. Встать же на их место (то есть отключить "понималку") мы слава богу не можем, если она отключилась, дела плохи.  :)

2. Олег Аверин: Мелодия не приходит в виде изображения листка с нотами. Это всегда звучание. И когда выступаешь на одной сцене с «Песнярами», ночью можно было легко услышать, как песняры поют тебе новую песню. Дальше – самое сложное. Перенести то, что услышал, в реальный мир с наименьшими потерями. Меньше потерь – больше аплодисментов. Людей не обманешь – они тоже слышат душой песни, которые хотели бы услышать в нашем исполнении. В этом и есть секрет популярности песни: артисты должны спеть то, что на интуитивном уровне звучало и в душе зрителей.
- В точку! :super: И Джон Леннон говорил о похожих вещах.

3. Анжела Гергель: Мулявин умел то, что выходило за пределы понимания профессионалов. Иными словами, он умел подниматься высоко, умел летать. Этому научиться нельзя. С этим можно только родиться. Но его так легко лишиться, не окрепнув, и потерять веру в себя. Мулявин доверился высокопрофессиональным музыкантам. Но ему самому было дано больше, чем им всем. При всех своих недостатках он видел что то большее, чем они. Они были другой формации, воспитаны на других первоисточниках. И образован(н)ы были. Испытывая к своему лидеру глубокое уважение и восхищение, молодым талантам всё же не удавалось скрывать своё превосходство. Неосознанно, конечно – но Мулявин это чувствовал. Сказать сейчас кому то из ребят, что это могло стать началом угасания Мулявина – они даже обидеться не успеют, прежде всего просто не поверят. Ведь прислушаться к своему бессознательному и увидеть причину своего поведения не каждый осмелится. Но они чувствовали, что сильнее – а молодёжь всегда демонстрирует свои сильные стороны, это заложено природой, винить за это никого нельзя. А он не мог убедить ни их, ни себя в том, что его умение выше – как такое объяснишь?
- По-моему, блестяще сказано!  :appl:


Как итог: жаль ли мне потраченных денег на электронную версию книги (это примерно денежный эквивалент пачки сигарет) и времени на прочтение? Нисколько!
Больше того, наверняка книга ещё послужит, хотя бы как справочное пособие.  Спасибо авторам!
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Arkady

#159
Цитата: Eugene от 11 мая 2019, 06:00:41"В ... беседе также принимают участие музыканты ансамбля - Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Владимир Ткаченко, Людмила Исупова, Валерий Головко, Олег Аверин, Александр Катиков, Александр Соловьёв... На несколько вопросов успел ответить Валентин Бадьяров, который, к сожалению, покинул нас в декабре 2017 года."
А Борткевич, Кашепаров, Николаев и Бернштейн уже умерли, они теперь там же, где и Мулявин? Или они отказались принимать участие в беседе? Или авторы книги побоялись, что обнаружатся клопы в княжеском белье? Интерено, Соловьёв когда-нибудь видел Мулявина?
Как итог: я НЕ жалею, что НЕ потратил денег на любую версию данной книги. Лучше я куплю пачку сигарет.

Ирина Голубцова

Цитата: Arkady от 11 мая 2019, 14:19:56я НЕ жалею, что НЕ потратил денег на любую версию данной книги.
:friends:
"Ничего не бывает потом..." (А. Карташов)

Аматор

Eugene, спасибо преогромное за обстоятельный анализ - рецензию этой книги!!! :super:

По виду такая себе авторизированная биография Песняров через мировосприятие Валерия Сергеевича (+ компания)
Некоторые утверждения авторов поражают (насчет неафриканского происхождения джаза нп.) Думаю, что г-жа Валентина Джозефовна Конен (автор "Пути американской музыки") с этим бы не согласилась. Но поскольку она нас покинула в 1991г., то скандалов быть не должно. То, что не охвачены другие Песняры, думаю это заход на перспективу - если это 3я книга, то следующая 4я. Например.

Во всяком случае представление о книге уже есть, за что огромная благодарность!  :super:
Боюсь, что придется заказывать себе бумажный экземпляр.

Incurious

Спасибо , Евгений, удружили !

Не знаю даже, что теперь и делать. Сигареты я не курю, а на коньяк сэкономленных денег не хватит. Сделаю-ка я, как компромисс, пару ремарок. Как обычно, в порядке бреда...

1. «New York Voices», 1987 г. Влияние других групп и исполнителей не заканчивается периодом становления музыкантов. Альбом Faith Джорджа Майкла вышел в том же году и оказал КОЛОССАЛЬНОЕ влияние на многих, независимо от возраста...
2. Ритм-секция теоретически может рассматриваться и в таком составе (ритм-гитара, синтезаторы), как противопоставление солистам.
3. Снижение посещаемости было по сравнению с АЖИОТАЖЕМ. Такая "невостребованность" некоторыми другими группами вполне могла считаться за успех.
4. В "Пагоне" Мулявин тоже "исказил реальность", назвав её "крывицкой" (племя кривичей). Тут скорее не непонимание, а вкладывание своего смысла, "худож. осмысление"...
5. "Артисты должны спеть то, что на интуитивном уровне звучало и в душе зрителей". Я (не композитор, простите бездаря) это воспринимаю совершенно по-другому. "Песня о доле" не звучала у зрителей ни в одном месте, пока они не услышали её со сцены. У вас, Евгений, "Не люби нелюбимого" тоже звучало, наружу рвалось ?  Для прослушивания своей души покупать билет на концерт вовсе необязательно. И потом, где тогда наши "соавторские" ?! Нам с Аркадием на коньячок и сигареты не помешало бы...

Eugene

#163
Выпить и не покурить - это как в баню без кобуры.  :)
Аркадий, дай бог ему здоровья, обкурится, пока дождётся книги с участием всего списочного состава.

По пунктам:
1. В оригинале сказано "Воспитывался ... на группах". Обычно это подразумевает некий период становления, хотя согласен, можно всю жизнь воспитываться и так и не воспитаться.
2. Теоретически может, а практически всё же косяк, хотя и не столь важный.
3. Да, наверное, вы правы.
4. Были варианты "Пагонi" и с литовской (как у Богдановича), и с кривицкой погоней. Оба, если покопаться, сделаны сознательно.
5. От "Не люби нелюбимого" меня наружу не рвало, и даже не могу сказать, что это моя любимая песня.
Несколько другими словами о том, о чём (я настаиваю - замечательно) сказал Олег Аверин ("Артисты должны спеть то, что на интуитивном уровне звучало и в душе зрителей"), говорил Джон наш Леннон. Сейчас лень искать оригинал, но смысл его фразы был в том, что песня (музыка) бьёт в самую точку, когда она выражает то, что люди чувствуют, но сами не могут сформулировать. Нужно чуть-чуть, на полшага опередить сознание слушателя. Это очень тонкая грань: если слишком опередил, рискуешь оказаться непонятым; чуть-чуть опоздал - остаёшься банальным и предсказуемым. Как-то так.   

Цитата: Incurious от 11 мая 2019, 22:53:26Нам с Аркадием на коньячок и сигареты не помешало бы...
Вы же не курите, а Аркадию, за то что не вникнув сразу "рыло воротит", даже на пиво жирно будет.  :)

Но вообще спасибо за отзыв на отзыв.
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Arkady

#164
Цитата: Arkady от 11 мая 2019, 14:19:56Лучше я куплю пачку сигарет.
Я разве написал, что я курящий? И, кстати, аватар мой не говорит о том, что я люблю пиво. За анализ книги спасибо, проделана работа, достойная уважения.

Цитата: Eugene от 11 мая 2019, 23:57:40Аркадий, дай бог ему здоровья, обкурится, пока дождётся книги с участием всего списочного состава.
И этого я не жду от всего списочного состава. По мне, так всем списком написли бы одну большую толстенную книгу о "Песнярах", чем врать каждый своё по отдельности.