Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

"Перепёлочка" и "Народные песни...". Творческий кризис или...?

Автор Fed, 13 ноября 2004, 18:36:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fed

Цитироватьавтор оригинала Gladkov
повторю то, что уже многократно говорил: Мулявина хватило на два первых диска. Дальше - творческий кризис.

Олег, а как же "Народные песни в обработке Мулявина"?
Неужели ты считаешь их подверженными творческому кризису?
Vita brevis, ars longa

Олег Гладков

#1
Да, считаю. Эти песни, во-первых, в большинстве своём усупают всем более ранним обработкам народных песен, во-вторых - некоторые из них обработаны гораздо раньше, чем записаны на диске ("Перапёлачка" игралась ещё в начальный период, когда Бадьяров был в составе. То же самое касается и песни "Рэчанька"). Кстати, в "Перапёлачке", даже несмотря на то, что это ранняя песня, аранжировка слабовата. Пресса в хвалебных статьях тех времён представляла её как некую выдающуюся крупную композицию, а на деле там несколько минут идёт нудная мутота под один аккорд с претензией на "нагнетание напряжённости", инструментальное тутти (это когда все вместе играют одну и ту же мелодию) по своей конфигурации больше напоминает напряжённое затишье перед серьёзным и трагическим боем во время войны, но никак не отражает смысла песни. Это и есть элемент слабой аранжировки, когда аранжировщик не чувствует сюжета и не понимает, о чём он пишет. И этот, когда-то удачно найденный, поначалу свежий и красивый приём, уместный только в трагических песнях, навязчиво преследует слушателей "Песняров" десяток лет, пока Мулявин не перестал быть аранжировщиком вообще. В "Через всю войну" этот приём ещё кое-где был бы уместен, но аранжировками уже занимались совсем другие люди.

На диске народных песен привлекает внимание разве что "Калiнушка", хотя и к ней есть ряд претензий (совершенно неоправданные далёкие модуляции, больше напоминающие самоцель, хотя это и спорный вопрос. Если отбросить в сторону свои предпочтения и пристрастия, то следует признать, что и Паливода этим грешил, и реже Ткаченко...). Более-менее удачна "Дзяучына-сардэнька" из-за её сложного размера (7/8), хотя и там есть к чему придраться... но не будем сейчас "раскладывать по полочкам" каждую песню: просто "Перапёлачка" здесь приведена в пример как наиболее яркий образец безвкусицы и непонимания стиля. Даже несмотря на то, что это ранняя песня.

На диске народных песен уже не было находок, новизны, непосредственности и неповторимости, присущей песням "Касiу Ясь канюшыну", "I туды гара", "Iдзём удоль вулiцы", "Ой, рана на Iвана" и прочим ранним вещам. И лишь в конце 1979 года произошла "яркая вспышка" - цикл обрядовых песен, которые с упомянутым диском даже как-то сравнивать неудобно. И это делали уже другие люди, за исключением вошедшей в цикл уже немного устаревшей "Калинушки".

Кроме того, сравнение этого диска с более ранним творчеством не совсем корректно, т.к. здесь речь идёт только об обработках уже существующих песен и не затрагивается композиторская деятельность.

Я высказал лишь своё мнение, базирующееся на моём сугубо личном (далеко не самом лучшем) понимании и видении музыки.

koresh

Цитироватьавтор оригинала Gladkov
Да, считаю....
... а на деле там несколько минут идёт нудная мутота под один аккорд с претензией на "нагнетание напряжённости",...
Это и есть элемент слабой аранжировки...

Ну да, оно конечно... тогда и Равель - полный лопух и неудачник, у него в Болеро аж целых 33 такта подвторяется один и тот же короткий "луп"..., :D ни тубу модуляций, ни смены ритмического рисунка...:lol: - ye ghjcnj nfrb "...инструментальное тутти (это когда все вместе играют одну и ту же мелодию).../Gladkov/" а может у тебя дружище просто такта НЕТУТИ, а?

Ты знаешь, от твоей заметки повеяло чем то Комсомольско-Правдишным времен начального застоя (уж извини за прямоту - ты ж ведь тоже откровенен - да?):molotok:

Просьба - может быть господа критики немного умерят свои безаппеляционные выводы...:gentleman


Будьте ж терпимы к мнению окружающих, особенно когда это мнение выражено в виде музыкального произведения... ну или скажем в виде другого художественного произведения, а то вот Блин Сольери нашелся, понимаешь....

:kill:
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Гладков

Федя, я достаточно отчётливо ответил на твой вопрос?
Вспомни, как ты сам говорил, что с наибольшим удовольствием слушаешь именно первые два диска. А почему, как ты думаешь? Согласись, что при хорошем творческом потенциале каждый последующий диск должен быть лучше предыдущего... или, по крайней мере, не хуже. Но именно на первых двух дисках были "Александрына", "Завушнiцы", обработки уже перечисленных народных песен, обработки песен Лученка, плюс ещё ряд песен того же периода, не вошедших в диски. И всё это нельзя даже близко сравнивать со всем тем, что появилось с середины 70-х и вплоть до обрядовых.

А то, что третий и четвёртый диски хуже, чем первые два, говорит о творческом застое. Или ты хочешь сказать, что это был творческий всплеск?

А в 80-х - это уже вообще совсем другой ансамбль, сохранивший традицию многоголосного пения, поэтому даже не подлежит сравнению.

Fed

Да, Олег, спасибо, на вопрос ответил.
Я действительно больше всего люблю первые два диска.
Это как раз тот материал, который слушаешь с удовольствием "от и до", без малейшего желания "промотать".
Но и "народные песни" мне тоже вполне нравятся. Другие диски - уже выборочно и по убывающей.

Я тут подумал над причинами кризиса...
Рискну предположить, что именно смерть брата явилась тем фактором, фатально повлиявшим на творчество Мулявина.
Vita brevis, ars longa

Олег Петухов

Цитироватьавтор оригинала koresh


Ну да, оно конечно... тогда и Равель - полный лопух

Браво, koresh!
И не только Равель, но и весь минимализм. Айги и его 4.33, Мартынов, Гринденко и Опус Пост, Кроносы...
Чем шире кругозор аналитика, тем больше у Песняров достижений. резко положительный пример - хрестоматийная статья Анатолия Вейценфельда.

Boris Bernshteyn

#6
Взял я и спустя уже столько лет послушал опять  "Перепёлочку". Внимательно вслушался в текст...
   Грустная картина. У бедной перепёлочки такие же проблемы, как и у многих женщин вокруг. Головная боль, ручки болят, ножки болят, с утра вставать рано, муж старенький, детки маленькие, да ещё и плачут...
Невесело всё это, но миллионы женщин всё же как-то справляются и не устраивают из-за этого трагедию.
Вот аранжировка и должна соответствовать этому тексту, а она, на мой взгляд, совсем не соответствует из-за своего повышенного и надуманного драматизма.
Слово "невяличка", повторяющееся много раз, тоже подталкивает к определённому подходу в музыкальном решении.
Выбивает из седла и второй мажорный аккорд(двойная доминанта) совершенно не характерный для белорусской народной музыки, но это детали...
Понятно, что в те годы хотелось написать чего-то покрупнее, стало тесно в песенных рамках, но этот пример композиционного мышления явно искусственен, по моему мнению.
Примеров удачной аранжировки у Мулявина более, чем достаточно, так что ничего страшного не случится, если кто-то выскажется, и достаточно корректно, по отношению к неудачам, выдаваемым за успех.
Олег Гладков, не имея серьёзного музыкального образования, может своими знаниями о музыке дать фору многим т.н. "профессионалам". И ещё, у него нет зашоренности мышления, что мешает серьёзному и глубокому анализу.
Так что я целиком и полностью согласен с его мнением по поводу аранжировки "Перепёлочки". Спасибо, Олег!:)
P.S. Равелю - равелево. Стоит ли с ним равняться?
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

koresh

Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов


Браво, koresh!
И не только Равель, но и весь минимализм...

Морис Равель написал Болеро в 1928 и с тех пор это для многих (но как видно не для всех) является симфоническим шлягером ХХ века...

Этот с твоей точки зрения примитив Олег, есть ни что иное как новаторство, как живопись Матисса, ну только в музыке... Прикинь сам, Болеровская оркестровка – это не какофонический кошмар, а чистой воды новаторство. Такого еще никто из композиторов не находил – эту мелодию тембров, которую немцы впоследствии станут называть Klangfarbenmelodie (мелодия звуковых красок). До этого момента ни Стравинский, ни Шёнберг не написали ничего подобного, это смог сделать только Равель, в Болеро дал идею звукокрасочной мелодии и тембровое крещендо, которое связано с переходом от инструмента к инструменту...

А так оно конечно - примитивизм чистой воды, ведь такая нудная вещица, под конец пьесы, в коде появляется одна единственная модуляция, да и та блин в ми мажор (даже не ща-бемоль понимашь).:beer:
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Boris Bernshteyn

Кореш, а кто выступил против Равеля?
Дай ссылку, пожалуйста!
С днём рождения!:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

koresh

Борь, спасибо за поздравление,

а на счет Равеля - глянь на Олегов пост (чуть-чуть повыше наших, текущих) - "И не только Равель, но и весь минимализм. Айги и его ..."

...иль я уж стар и медленно вхожу,
всмысле в тему...:D
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Boris Bernshteyn

А я ещё, вероятно, старее и никак не пойму - какое отношение имеет минимализм, Равель и "Перепёлочка" друг к другу?
Может умные люди просветят нас?
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

DNP

#11
Владимир ВЫСОЦКИЙ
Памятник (Я при жизни был рослым и стройным...)
По разным источникам то ли 1973, то ли 1974 год
...

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив "Ахиллес".
...
Я хвалился косою саженью —
Нате смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в обычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень —
Распрямили.
...
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подходившие с меркой обычной —
Опасались.
Но по снятии маски посмертной —
Тут же, в ванной —
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной...
...
Тишина надо мной раскололась —
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан, —
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдёрнули — как я обужен, —
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!...

"Перепёлочка" аранжирована в 1974 году, как, разумеется, тут многие знают. Любопытное совпадение.

И как сказано про скульптора Конёнкова: "Чтобы бросить тень на гиганта, нужно самому быть гигантом".

Не надеюсь кого-то переубедить. Но хочу заметить, что трудно придумать что-то новое, всё уже было, и неплохо сформулировано.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Олег Гладков

Борис, ты прав: минимализм, Равель и Перепёлочка друг к другу не имеют никакого отношения.
У бедной перепёлочки такие же проблемы, как и у многих женщин вокруг
Эта фраза была бы верна, если бы не один нюанс: в песне перепёлочка не сравнивается с женщиной, а и есть женщина, которую просто отождествляют с перепёлочкой. Поэтому слово "ручки" совершенно не выглядит каким-то бредом. Но это мелочи. Тут занялись сравнением жопы с пальцем, поэтому продолжу о главном.

Равель написал болеро после посещения металлургического завода и изобразил процесс работы цеха горячей обработки металлов, что и подтолкнуло его написать вещь именно в стиле болеро. Почему-то он решил не упоминать об этом в названии произведения.

Трудная жизнь женщины - да, в определённой степени трагедия. Но, если не слушать текст песни, то в песняровской версии этот затяжной проигрыш больше напоминает медленное и скрытное окружение белорусской деревни отрядом СС (или НКВД в немецкой форме, что тоже бывало), а последующая многоголосная кульминация - непосредственный вход этого отряда в деревню и расстрел жителей. Или что-то в этом роде. Короче говоря, аранжировка не отражает смысла песни.
А у Равеля - отражает.

Поэтому данные вещи сравнению не подлежат. А сравнивать их начали только для того, чтобы сунуть меня мордой в грязь. Ну не согласны они со мной! Даже О.Петухов не гнушается такими приёмами... а ведь он искусствовед, если не ошибаюсь, а значит не может не понимать, какова цена такому сравнению.

Олег Гладков

#13
Цитироватьавтор оригинала DNP
"Чтобы бросить тень на гиганта, нужно самому быть гигантом"
Нужно упразднить такие понятия и профессии, как музыкальный критик, искусствовед, спортивный обозреватель, а взамен ввести новые: восхвалитель, воспеватель, певец дифирамбов.
"В нашей газете публикуется статья восхвалителя такого-то о гиганте Ю.Шатунове!"
А чем Шатунов не гигант? Кто даёт определение гиганта? Может народ? Так народ и дал Шатунову такое определение... Вспомните аншлаги на стадионах. А раз гигант - не сметь бросать на него тень! И срочно восхвалять его потрясающий вокал и выдающуюся композиционную идею песни "Белые розы"... Сам собери сначала целый стадион поклонников, а потом уже бросай тень! (Сколько раз приходилось слышать нечто подобное).

А на самом деле определение гиганта дают как раз музыкальные критики, искусствоведы и продвинутая публика, которой меньшинство, а вовсе не другие гиганты. И критикуют они же, что у гиганта лучше, что хуже, а что не лезет ни в какие ворота. При этом критики сами не являются гигантами.

Так что, DNP, если кто-то что-то сказал, это не значит, что так оно и есть, независимо от степени популярности сказавшего.

И ещё: "бросить тень" - это незаслуженно принизить заслуги. А критиковать откровенно неудачное произведение - это уже не "бросить тень".

DNP, ещё раз скажу очень очевидную вещь: большинство истинных гигантов находится в подполье, будучи не в силах справиться с материальными проблемами, с чиновничьим произволом или имея непробивной характер. Об этом же говорил и Валерий Леонтьев... что-то типа того, что "мы такое говно по сравнению с некоторыми, кто сидит в глухих провинциях и не вписывается в сиюминутный формат..." (это не цитата, а передача смысла сказанного моими словами).

Корешъ, ты даже не въехал в то, что Олег Петухов поддержал тебя насчёт Равеля... И ты начал объяснять ему, как он неправ. Нет слов!