Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Обрядовые Песни

Автор tdmitry, 17 января 2004, 01:06:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Valdemar

Цитироватьавтор оригинала Gladkov
Питерское ТВ немного позже транслировало на всю страну один из этих концертов полностью (один из них, потому что они выступали в Питере целый месяц каждый день, а по выходным - по два концерта).  
Сохранилась ли на Питерском ТВ запись всего концерта?  Можно ли это выяснить?(  У Вас, кажется, были с ним контакты)

DNP
Подробностями о концертах в марте 1980 пока не располагаю. В зале "Дружба" действительно была неважная акустика.  В о 2-м отделении, сравнивая с программкой, дополнительно исполнялись:"Жизнь прожить - не поле перейти", "Вологда". "Россонки (Есть такая речка)"  не было.  О дуэте  Мулявина с Ткаченко не помню.

Андрей Реп

Дрогие друзья! Прочитал я сообщения по этой теме и увидел, что по лучшей программе Песняров нет никакой, сколько-нибудь стройной и глубокой информации. Мне повезло, я видел Календарно-обрядовый цикл много раз, буквально с премьеры и до последних концертов, не пропуская ни одного приезда любимого ансамбля в Москву. Постараюсь, по мере возможности, воссоздать более-менее полную картину. Основной и главный источник - музыка, в музыке слышно всё. Внимательное и заинтересованное ухо услышит многое. Плюс свои личные наблюдения. К сожалению, по молодости и легкомыслию, а также, матушка-лень, я не вёл дневников и ничего не записывал. Однако почитав материалы сайта, полистав старые программки, послушав свежим ухом хорошо знакомую и любимую музыку, мне удалось довольно многое вспомнить и эмоционально настроиться на волну 1979 года. Сразу оговорюсь, что писАть придёться частями, поскольку нет свободного времени, и заранее приношу за это свои извинения.   Естественно, эта программа возникла не на пустом месте, и начать надо с предистории. С лета 77-го года до января 79-го был перерыв в гастроях Песняров в Москве. Случались отдельные наезды в столицу, какие-то выступления и концерты, но нормальных плановых гастролей не было. Зато потом, "как прорвало",- регулярные выступления в Москве, с максимальным интервалом пол-года. Этот период, по-моему, самый плодотворный и насыщенный, в жизни ансамбля. Судите сами, в декабре 78-го игралась большая песенная программа, в январе 79-го - "Гусляр", в сентябре - "Календарно-обрядовый цикл", в декабре - расширение "календарной программы", плюс новое второе отделение, март 80-го - ввод новых номеров и аранжировок, и в первое отделение, и во второе, лето 80-го - новые песни, и всё это время идёт работа над новой программой. Сразу скажу, что тогда ни о каком Бёрнсе, не было и речи, из закулисья назывались совсем другие названия. Было у меня интервью Мулявина и Мисевича за сентябрь 79-го, там главный Песняр говорит буквально,- "сейчас мы серьёзно занялись инструментальной музыкой, слушатели услышат не только песни",- мол готовьтесь воспринять, а зам.зав. добавил, что было бы глупо, если бы мы стали стареть и всё упрощать. Это косвенно говорит о том, что судя по единственной, дошедшей до нас, инструментальной композиции Игоря Паливоды, образца декабря 1979 года "Солнце рано засветило", мы так и не услышали, действительно новой музыки. Кто знает эту композицию, тот меня поймёт. Для меня, во всяком случае, очевидно, что все последующие программные ходы, носили вынужденный! характер. Развитие ансамбля, как музыкального явления, шло совсем в ином русле, и том, что тогда готовилось, знают только Они.

Андрей Реп

Кстати, и в Календарном цикле, и в новых песнях, (Тандем, Сонет, Бегайте трусцой) есть развёрнутые инструментальные соло. Это было и раньше, но в тот период видна чёткая тенденция к расширению инструментальной выразительности ансамбля. Прежде чем непосредственно говорить о программе, небольшое, несколько забавное, отступление. Во второй половине 70-х, в годы моего музыкального студенчества, был у меня близкий друг, мой сокурсник, который был старше меня на 12 лет, и котрый к тому времени, успел поработать в пяти филармониях, по всему Союзу. Самая экзотическая была Талды-Курганская, в Казахстане. Музыкант он был очень интересный, и его знали многие действующие участники тогдашних ВИА. Сейчас я точно не помню, то-ли он сам работал у Приказчикова, то-ли кто-то из его дружбанов, но от него я слышал историю про Владимира Николаева, как тот попал в Песняры. Она звучала примеро так,- В каком-то городе пересеклись гастрольные дороги ансамбля п/у В. Приказчикова и Песняров. Николаев услышав Песняровский концерт, немедленно пошёл к Мулявину и сказал, что хочет работать в его ансамбле. В ответ было сказано, что Песнярам нужен клавишник-тромбонист. Николаев тотчас-же закрылся в гостиничном номере и начал учиться дудеть. Через три дня у него стало получаться, а через неделю, в конце гастролей, он всё что нужно продудел Мулявину, и дальше поехал уже с Песнярями. Такая красивая легенда. Тогда я воспринял её, как очередную байку, как дань уважения музыкантов к таланту Владимира Николаева, не более. Прочитав "Записки песняра" я был ошарашен правдивостью истории.

Boris Bernshteyn

Андрей!
А как Вы думаете, если бы Мулявину тогда понадобился бы скрипач, смог бы Николаев за неделю при той же мотивации?
:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Андрей Реп

Премьера программы состоялась 1 сентября 1979 года в ГЦКЗ Россия. Первое отделение - Гусляр, второе отделение - сюита Календарно-обрядовых балорусских народных песен. Песни были такие:
  1. Ой, где же мы ходим. обр. В.Дайнеко
  2. Коляда. В.Мулявин - сл.народные
  3. Ганулька. обр. И.Паливода
  4. Колядные игры. обр. И.Паливода
  ---------------------------------------------
  5. На новое лето. обр. В.Ткаченко
  6. Жавороночки прилетите. обр. В.Ткаченко
  7. Давно-давно. обр. В.Мулявин
  ---------------------------------------------
  8. Сегодня Купала, завтра Ян. обр. В.Ткаченко
  9. Калина. обр. В.Мулявин
  ---------------------------------------------
  10.Дожинки. обр. В.Мулявин
  11.Ходит Ваня. обр. В.Мулявин
  12.Чарочка моя. В.Мулявин - М.Танк
Песни расставлены так, как они звучали на концерте. На записи они идут именно в такой последовательности. Короткий комментарий по песням. Первые две, хорошо известны. Отмечу лишь, что "Коляда" исполняется несколько быстро, в третьем куплете ещё нет синкопы, и гитары Ткаченко и Мулявина звучат простым, почти не обработанным, звуком. "Ой, где же мы ходим", по-моему самый удачный вариант - точно угаданный темп и хорошо сбалансированный ритм, всё вмеру. Третий номер, "Ганулька". Очень красивая композиция. Это нужно слушать. Я сидел просто оцепенев, от завораживающей музыки. А какое сочетание инструментов! вступление - флейта, к ней добавляются скрипки, орган, и, остаются рояль с бас-гитарой. В этом же номере впервые появляется синтезатор "Moog" и рупорный лесли начинает своё волшебное воздействие. Четвёртыми идут "Колядные игры". Гитарный дуэт Мулявина и Ткаченко здесь. Они вместе начинают играть рифф, затем Ткаченко уходит в соло, а Муля продолжает поддержку. Кстати, в этом номере звучит и медная группа. Путаница с медью возникла из-за того, что в некоторых концертах они играли, стоя в кулисах. Я сам видел на одном из концертов, как из-за кулисы вылезала, пардон - каламбур, кулиса тромбона. Было очень забавно на это смотреть. На морозовском диске записан другой вариант, без духовых, в другом составе, под названием "Цярэшка", и в общем-то, с безобразным вокалом, но в целом, представление о композиции даёт.

Андрей Реп

Борис, я ничего не думаю, это красивая легенда. Прочитайте первоисточник. Мой друг подобным образом научился дудеть в сопрано-саксофон. Ему предложили летний тур с одним ВИА, так он притащил в общагу эту визгливую дудку. Это было что-то. Таких хаотичных, душераздирающих звуков я никогда не слышал. Самое удивительное, что месяца через три-четыре он уже прилично играл, а через пол-года уехал со своими дружбанами в гастрольную поездку.

Arkady

Андрей, я бы не предлагал Борису почитать учебник по песняроводству. Врядли он там что-то новое для себя найдет. Там все написано для меня и тебя. У участников ансамбля немного другие первоисточники.

Boris Bernshteyn

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
Борис, я ничего не думаю, это красивая легенда. Прочитайте первоисточник. Мой друг подобным образом научился дудеть в сопрано-саксофон. Ему предложили летний тур с одним ВИА, так он притащил в общагу эту визгливую дудку. Это было что-то. Таких хаотичных, душераздирающих звуков я никогда не слышал. Самое удивительное, что месяца через три-четыре он уже прилично играл, а через пол-года уехал со своими дружбанами в гастрольную поездку.

Уважаемый Андрей! Первоисточник был прочитан мною уже давно. Просто хочется удостовериться в том, что люди всё же понимают разницу между дудеть и играть, лабать и исполнять.
И то, что профессия настоящего музыканта и артиста необыкновенно сложна и требует... а,кстати, интересно бы узнать мнение всех желающих высказаться, – что требуется для того, чтобы достичь в музыке ( да и не только в музыке, в любой профессии) действительно большого результата? Я имею в виду не коммерческий успех, а качественный успех.
И я тоже выскажусь после Вас, обещаю!:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Андрей Реп

Большая просьба, не уводить разговор в сторону! Это просто не тактично. Если есть, что добавить - пожалуйста, делитесь информацией, в этой теме очень много белых пятен. Итак, я продолжу. Вот кстати, и белое пятно - "На новое лето". Эта песня исполнялась после "Колядных игр". Нет ясности, то-ли она относилась к зимним песням, то-ли к весенним. По логике, весенняя песня, но полной уверенности нет, потому что у Мисевича такой текст: "Весенние песни начинаются обращением к Весне,- Жавороночки, прилетите, Весну красную, принесите", то есть со следующей. В этой песне чудесная мелодия, и очень тонкая, висящая в воздухе, аранжировка. Вступление, в основном, ведут Moog и рояль, затем а сарреllа, но не в чистом виде, а с поддерживающим и связующим оргАном, и снова красивый голос Moogа в сочетании с роялем и гитарой. Следующий номер - "Жавороночки, прилетите". Вступление рисует борьбу Весны и Зимы. Музыка настолько выразительна, что видишь и морозный зимний лес, и первые весенние лучи, и первые проталины, и попытки возврата Зимы. Видишь первых птиц, ручьи, яркое солнце на весеннем просторе, сошёл снег, и, вот она - Весна. Это только вступление, дальше прекрасная песня. Следующий номер "Давно-давно". Его тоже можно разделить на две части. Сначала Кашепаров запевает под колёсную лиру - "Давно-давно тое было, кругом зямли мора лягло". Краски постепенно сгущаются, тяжелеют, и вдруг лёгкая вторая часть. Во второй части снова появляются тромбон и труба. Завершает этот номер очень красивая, постепенно затихающая, вокальная концовка.

Олег Верещагин

Андрей, а у Вас имеются записи этих песен?

Zloi

Олег, у меня есть живая запись всего этого цикла. Но моно и на бабине - год записи то ли 79, то ли 80. Не удосужился в свое время перегнать на кассету. Насколько я знаю, есть "официальная" концертная запись Обрядовых песен. Несколько раз передовали "по трансляции". Уверен, у кого-то должна сохраниться. Или будет в свое время издана.

Да, в Цмоке вступление было под лиру (ы) - такой странный гудящий  звук. Не могу представить, как мог бы звучать этот цикл песен без замечетельных голосов Борткевича и Кашепарова!
 "Не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного!"

Андрей Реп

Олег, у меня, видимо такая же, по происхождению запись, что и у Zlogo. У моей подруги была отличная запись. Я часто слушал у неё эту программу. В своё время она подарила мне кассету с этой записью. Поскольку, в то время, у неё был какой-то советский кассетник, то и качество перезаписи получилось, сами понимаете какое. Долгое время мы не виделись, иногда перезванивались. В конце перестройки, она попала в серьёзную аварию, долго лечилась, а затем уехала. Её сестра передала мне много записей на бобинах, но этой там не оказалось.

Олег Петухов

Цитироватьавтор оригинала Zloi
Не могу представить, как мог бы звучать этот цикл песен без замечетельных голосов Борткевича и Кашепарова!

А мне Обрядовые 1981 г., уже с Пеней и Эскиным (на клавишах) очень даже понравились.
Да и те фрагменты, которые вошли в двойной LP "Зачарованная" (уже и с Борисом - на басу)- тоже.
Такие вещи ни слэпом, ни пионерским дискантом не испортишь (добрая шутка) :)

Олег Верещагин

Цитироватьавтор оригинала Андрей Реп
Олег, у меня, видимо такая же, по происхождению запись, что и у Zlogo.
А она оцифрована? Чтоб хоть представление иметь.

Олег Петухов

«ПЕСНЯРЫ» неиссякаемы...

Эти слова можно было услышать от многих, побывавших на концертах популярного коллектива. Свидетельство успеха белорусских артистов — очереди у билетных касс, горячие аплодисменты искушенной и взыскательной столичной публики.
«Песняры» показали новую программу, в которой вновь, как и прежде, обратились к белорусскому фольклору.
Связана ли новая программа с предыдущими работами, показанными «Песнярами» ранее? Безусловно, если брать во внимание их тематическую направленность.
Вспомним «Долю», написанную по драматической поэме классика белорусской поэзии Янки Купалы — развернутую музыкально-сценическую композицию, повествующую о горькой и безысходной судьбе крестьянина, задавленного непосильным гнетом, нуждой, голодом.
Затем был «Гусляр» — другая сторона обобщенного образа народа, выражение яростного протеста против несправедливости и насилия, духовного превосходства человека из народа, принявшего смерть с высоко поднятой головой, не покорившегося тирану.
И вот, наконец, последняя работа ансамбля — четырехчастный цикл народных обрядовых песен, запечатлевших сцены народной жизни — есть не что иное, как опоэтизированное воплощение народного характера и тех его замечательных качеств, которые помогали переносить трудности. Оптимизм и душевная щедрость, доброта, трудолюбие, вера в победу справедливости...
Как и прежде, поиск определил суть новой работы «Песняров», чуждых самоуспокоенности.
Но если недавно поиск был направлен в большей степени на решение задач внешней выразительности, режиссуры, сценического действа (так было в «Доле»), на создание целостной композиции, подчиненной законам единой музыкальной драматургии (в «Доле» и в «Гусляре»), то в новой программе этот поиск идет скорее не по линии формы и структуры, а обращен вглубь — на выявление новых художественных средств и выразительных возможностей жанра.
Народная песня по-прежнему остается для «Песняров» тем поистине бесценным материалом, с которым они обращаются благоговейно, бережно и... смело. Но это смелость людей, ясно осознающих свои задачи — явить песню своим современникам, дать услышать ее неподвластную времени красоту, насладиться творением народного таланта, мудрости, фантазии.
Как и прежде, «Песняры» обрабатывают народную песню, сохраняя неповторимую индивидуальность творческой манеры, с щедрым выявлением своих, по всей видимости, богатых творческих возможностей.
Когда слушаешь «Песняров», воочию убеждаешься, что возможности вокально-инструментального жанра велики. После таких концертов, думаю, никто не станет говорить о монотонном однообразии . «забойных» ритмов, о стереотипном шаблоне мелодических стандартов, которыми грешат песни, исполняемые ВИА.
«Песняры» являют нам музыку, настоящую музыку с ее сочными и яркими контрастами (в песнях «Ой, где мы ходим» и «Колядных игрищах», «Ой, на море, на синем Дунае»), с ее образной живописностью — вспоминаются гулкие зовы просыпающейся природы в весенней песне «Жавороночки, прилетите», или ароматная пастораль летней «купальской» песни с ее завороженностью и трепетным предчувствием волшебства, ликующая праздничность «жнивных» песен, воспевающих красоту труда человеческого.
Звучание голосов а капелла, сливающихся в чистых, стройных аккордах — то мощное, плотное, то воздушное, невесомое — позволяет почувствовать, как еще больше выросла вокальная культура ансамбля, отмечаемая и раньше как одно из великолепных качеств, присущих «Песнярам».
А насыщенные красочными тембрами и сложной многослойной фактурой инструментальные разделы ряда песен (как колоритна, к примеру, вступительная пастораль к песне «Ганулька», решенная на едином эмоциональном крещендо) свидетельствуют о возросшем мастерстве артистов-инструменталистов. Они увлеченно, с явным удовольствием исполняют свои партии не только в ансамблях, но и в развернутых, красиво звучащих сольных эпизодах, причем в этих сольных высказываниях ярко показывают себя не только опытные мастера, такие как народный артист БССР В. Мулявин (гитара), заслуженные артисты БССР В. Мисевич (саксофон), Л. Тышко (бас-гитара), А. Демешко (ударные), но и одаренные молодые музыканты — пианист И. Паливода, В. Ткаченко (скрипка, гитара), В. Дайнеко (скрипка). Кстати, последние интересно проявляют себя и в аранжировках песен, сделанных изобретательно, с хорошим вкусом. Броская живописность костюмов (художник О. Демкина), удачное световое решение ряда песен — особенно в первой части программы (художник по свету Н. Стас) — дополняют впечатление от новой программы, показанной «Песнярами».
Если говорить в целом о ее композиции, то возникает ощущение, что первые части (зимние и весенние песни) превосходят две другие («Лето» и «Осень») как по количеству, так и по оригинальности и разнообразию песенного материала.
Во втором отделении концерта публика с радостью узнавала и тепло принимала знакомые и полюбившиеся песни, прочно вошедшие в репертуар ансамбля — «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда»... Горячий отклик встречало вдохновенное исполнение песни Т. Хренникова и М. Матусовского «Каждый четвертый», пополнившей золотой фонд репертуара «Песняров». Жаль, что среди новых песен, прозвучавших во втором отделении, достойных вышеназванным не оказалось.
Подумалось, что поиск новых, интересных песен советских композиторов — важная задача, которую предстоит решать ансамблю, находящемуся сегодня в расцвете творческих сил.

ОЛЬГА МОЛЧАНОВА,
«Советская эстрада и цирк» № 11, 1980 г.