Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

"Песняры" – рейтинг альбомов 1971-2001 на experty.by

Автор Олег Верещагин, 26 марта 2009, 16:03:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олег Верещагин

http://www.experty.by/?q=node/243
В дискографии ансамбля "Песняры" значится 9 альбомов, выпущенных с 1971 по 2001 год. С ноября по январь все они были поочередно отрецензированы в рубрике "Главные альбомы" на сайте "Experty.by". Настало время взглянуть на итоговый рейтинг.

Рейтинг альбомов ансамбля "Песняры"
1. Песняры "Песняры" [1] 1971 – 9,75
2. Песняры "Песняры" [IV] 1978 – 9,25
3. Песняры "Песняры" [II] 1974 – 9,25
4. Песняры "Песняры" [III] 1978 – 8,25
5. Песняры "Гусляр" 1979 – 8,00
6. Песняры "Через всю войну" 1985 – 7,75
7. Песняры "Зачарованная моя" 1983 – 7,00
8. Песняры "25 лет" 1994 – 6,25
9. Песняры "Песняры 2001" 2001 – 5,5

Средний балл альбомов коллектива – 7,89

Лучший/худший

Думаю, нет никакой неожиданности в том, что в рамках нашего исследования на первое место претендовали именно диски из первого десятилетия. Как и в том, что победил именно дебютный альбом "Песняров".

"Песняры 1" – более простой и менее мастеровитый, в нем видны лишь наметки будущего величия, но именно этот диск шокировал всех своей оригинальностью и актуальностью, а все остальные лучшие диски "Песняров" были уже его продолжением, пусть даже значительно более глубоким и высокохудожественным.

В плане худшего альбома также сюрприза нет – за достаточно слабым "25 лет" (1994) последовал и вовсе неудачный "2001", где хиты звучали еще более неуверенно, а наиболее поздние творческие удачи (песни "Малітва" и "Чырвоная ружа") датируются серединой 90-х.

Общая динамика

Для карьеры продолжительностью в 30 лет "Песняры" оставили достаточно скромное альбомное наследие – лишь девять дисков. Причем пять из них вышло в первые десять лет существования коллектива и лишь по два в каждом из последующих десятилетий.

Если заглянуть еще глубже, то полноценных студийных альбомов (т.е. состоящих из целостного материала, записанного примерно в одно время для конкретной пластинки) среди них лишь пять – "Песняры 1" (1971), "Песняры 2" (1974), "Песняры 4" (1978), "Гусляр" (1979), "Через всю войну" (1985). Причем, опять же, обратим внимание на динамику: четыре из них вышли в первом десятилетии, один во втором, а в третьем и вовсе ни одного полноценного альбома не было.

Выпуск записей вполне отражает и общую творческую динамику коллектива, пик активности которого пришелся на вторую половину 70-х и первую 80-х (5 дисков за 7 лет), после чего наступил постепенный спад, в середине 90-х (после последней вспышки 1994 года) перешедший в стабильный штиль.

В общем, для 30-летней карьеры ситуация почти катастрофическая, особенно если учесть, что на уровне концертных программ остался материал еще на без малого десяток дисков, включая концептуальные "Песня о доле" (1976), "Обрядовые песни" (1979), "Веселые нищие" (1981) и проч. Но, к сожалению, от инициативы артистов зависело достаточно мало.


Периоды

В итоге альбомную дискографию "Песняров" можно достаточно четко разделить на периоды:

1971–1974 годы – время прорыва к массовой аудитории и творческого расцвета;

1978-1979 годы – "золотой период", когда, находясь в лидерах современной советской (и белорусской) музыки, ансамбль довел реализацию избранной творческую концепцию до максимума;

1983-1985 годы – "серебряный период", когда, на фоне необходимости одновременно удерживать позиции и как-то меняться, подъемы стали чередоваться со спадами;

1994-2001 – творческий закат, во время которого было создано и доведено до публики лишь несколько знаковых песен.

Дмитрий Безкоровайный

P.S.: В ближайшие дни итоги исследования прокомментируют участник "Песняров" с 1968 по 1992 год Владислав Мисевич, а также аранжировщик "золотого состава" "Песняров" Владимир Ткаченко.

Богданович

Ребята, а кто может написать рейтинг Пугачевой, Ротару, Леонтьева, Антонова и других после 80-х?))) Этот график, мягко говоря, подходит для хлебной промышленности России))) Я работал на элеваторе лет 6. С кем ни разговариваю - из стариков, лабухов и просто музыкантов - круче ни кого нет! Сегодня сидели и "плакали", (всё-таки день работников культуры), лучше нет песен и исполнителей!)))
Мой адрес: bsvbms@gmail.com

Олег Верещагин

http://www.experty.by/?q=node/244
Владислав Мисевич, участник "Песняров" с момента основания и до 1992 года, комментирует итоги исследования "Experty.by", рассказывает о своих впечатлениях от альбомов коллектива и о том, почему так много произведений осталось неиздано.

Про рейтинг

По рейтингу абсолютно согласен – на мой взгляд, это 100-процентное попадание. Даже без обсуждения.

Первый альбом, мне кажется, действительно лучший. Он не настолько технически и музыкально совершенный, но в нем есть что-то такое, что цепляет по сей день. И "Песняры 4" заслуженно на втором месте – очень целостный диск с прекрасными песнями, весь записан в одно время и это был как раз первый альбом после прихода Володи Ткаченко и Валеры Дайнеко. Они оба очень ярко там себя проявили.

А потом уже по нисходящей. Тот же "Через всю войну" – там есть удачные моменты, но хватает и формальных, отражающих лишь веяние времени. Например, прекрасная вещь "Операция Багратион" Игоря Паливоды – технически великолепная, с музыкальными находками, но в ней же хватает формальности. Ну что такое "Операция Багратион"? Если бы оперу такую написать – другое дело. Но для музыкантов это была, конечно, интересная композиция.

Или там же Игорь Пеня поет песню "Пехота", которую написал Мулявин на стихи белорусского поэта Кислика – это шедевр! Это лучшая песня Пени по всем параметрам, от материала до исполнения. Аранжировку, опять же, делал Володя Ткаченко. У меня где-то лежат диски "морозовские", там все перемешано, но я иногда ставлю, нахожу эту песню и убеждаюсь, что да – сильно! Просто потрясающе.

Единственное, если бы я сам составлял рейтинг, то уменьшил бы оценку диска "Зачарованная моя", поскольку его качество ниже плинтуса. Это был навязанный двойник – у "Мелодии" горел план, а мы отказаться не имели права. Нас принудили.

Про нереализованные альбомы

Действительно, альбомов у "Песняров" могло быть гораздо больше. Но в те времена все решала фирма "Мелодия" – как они решат, так и будет. Это были даже не монополисты, а диктаторы.

Взять, например, "Песню о доле". Ее долго и кропотливо готовили сначала для концертов. Несколько раз показывали на комиссии, которая приказывала переделать то одно, то другое. В итоге ее приняли, мы стали показывать ее на сцене. Потом принесли на "Мелодию". Там говорят: это крупная форма, а Володя (Мулявин – прим. Д.Б.) не является членом Союза композиторов. Значит, издать не можем. А принесли "Гусляр" на музыку Лученка – они, даже не вынося на худсовет, сказали, чтобы мы записывали его сразу, как только будет свободна студия.

То же самое с "Веселыми нищими". Крупная форма – кто автор? Мы говорим, что пианист наш, Паливода. Они говорят уже с холодцой: "Ну ладно, принесите на худсовет". Принесли на худсовет, его председателем был Саульский, а там уже формально так рассмотрели: "Музыка прекрасная, но стихи – это не ваше. Ну, ребята, зачем вы время отнимаете у себя и у нас?" Это слова Саульского.

И тут есть еще один фактор. Мы с этих пластинок ничего не зарабатывали. За каждую пластинку каждому участнику ансамбля разово платили 90 рублей. Ну и плюс авторские, если песни твои на диске есть. А за аранжировки никто ничего не платил. И это тоже играло свою роль.

В итоге постепенно мы взрослели, уставали от всего этого. Зачем тащиться в Москву и пытаться пробить пластинку, если ты знаешь, что ничего, кроме головной боли, ты от этого не получишь? Как только прошла какая-то острота ощущений, какая-то личная мотивация, чтобы вот увидеть свою пластинку изданную, то постепенно все и угасло, хотя материал был. А какого-то финансового или другого стимула не оказалось.

В какой момент произошел надлом в "Песнярах"

Думаю, что надлом произошел во второй половине 80-х с уходом главных аранжировщиков группы – Ткаченко, Паливоды, Бернштейна. Потом единственный сильный аранжировщик был Молчан. С его приходом начался интересный период, с ним к 20-летию хорошую программу на стихи Богдановича сделали, была в коллективе внутренняя творческая работа. Но постепенно стали сказываться его проблемы с алкоголем, а потом Союз распался и началась вся эта разруха. После этого это был уже вопрос не творчества, а выживания.

Записал Дмитрий Безкоровайный

Олег Верещагин

http://www.experty.by/?q=node/246
Владимир Ткаченко – участник "Песняров" с 1978 по 1985 год. Скрипач, гитарист и автор многих аранжировок произведений этого золотого для ансамбля периода. Он комментирует итоги исследования "Experty.by", рассказывает о своем взгляде на творчество "Песняров" и лучших неизданных работах коллектива.

Общее впечатление

Это не первый и не последний разговор о "Песнярах", но разговор очень нужный. Мне самому было бы интересно когда-нибудь во всем этом разобраться, чтобы понять, почему именно так у "Песняров" судьба сложилась и в хорошие моменты, и в плохие.

В целом я не сказал бы, что чьи-то рецензии понравились, а чьи-то – нет. У всех авторов я нашел интересные мысли. В большинстве случаев я соглашаюсь со всеми.

"Песняры" и звукозапись

Надо сразу оговориться, что "Песняры" были в первую очередь концертной группой, а не студийной. Так что судить об их творчестве по любым записям все равно, что судить о художниках по фотографиям картин. Настолько слабо все это отражает творчество коллектива. Думаю, процентов на 30, не больше.

Особенно сильно в записи терял Мулявин. Ведь сейчас никто даже исполнить не может ни "Гусляр", ни "Крик птицы". Настолько ярким он был музыкантом, актером. Даже современные технические средства не смогли бы передать, как он все это исполнял. Что уж говорить о записях тех лет. К тому же на концертах мы играли "под него" – он очень тонко чувствовал публику и мог прямо по ходу исполнения корректировать материал. А в студии ему приходилось петь уже после того, как мы все запишем. То есть он оказывался в рамках и потому раскрывался на студийных работах не до конца.

Вообще группа думала и работала категориями концертных программ, под которые и обкатка была, и подготовка. А записи практически никогда тщательно не готовились. Единственное исключение – "Через всю войну". Времени на запись всегда было мало, поэтому делалось все впопыхах, и мы старались просто сыграть с минимальным количеством ошибок. Что-то получилось – включили, не получилось – не включили. К тому же музыканты зарабатывали с концертов, то есть пластинки были просто дополнительной рекламой. И это тоже сказывалось.

Я уже не говорю о том, что, чтобы записать диск, нужно было ждать своей очереди иногда несколько лет. Когда эта очередь наступала, уже было неясно – какой материал записывать и что вообще делать.

Мой рейтинг альбомов

Первое место из записей я бы безоговорочно отдал диску "Через всю войну" (1985). Удивительно, но понимание удачности этой пластинки пришло ко мне лишь со временем. Она очень тщательно подготовлена и выстроена, отличный материал. В ваших рецензиях кто-то написал фразу "если рассматривать его, как отдельные песни". Так вот его невозможно так рассматривать и даже переставлять песни местами. Это единое произведение.

Кстати, подтвержу, что никаким госзаказом эта программа не была. Более того, чиновники, привыкшие к стандартной "обязаловке" на тему Великой Отечественной, были не готовы воспринимать тематику войны в том виде. Например, песню "Каждый четвертый" нам запрещали петь в правительственных концертах, нас даже обвиняли в национализме за нее, хотя оба автора текста из Москвы. "Песняры" посмели иметь свой личный взгляд, свою личную позицию, нашли хорошие стихи и все создали по собственной инициативе.

На второе место из записанных работ я бы поставил "Песняры 4" (1978), полностью состоявший из народных песен. Вообще "Песняры" важны именно тем, что они придумали свой уникальный стиль, который узнавался с первых аккордов песни. Именно эта сторона творчества ансамбля, сочетавшая современную музыку и фолк, мне лично наиболее близка. Этот диск, на мой взгляд, стал новым витком в осмыслении ансамблем народного материала и, как мне кажется, стал предтечей для великолепной программы обрядовых песен (1979).

Примерно на этом же уровне первый диск ("Песняры 1", 1971). У вас хорошо сказано, что это был яркий дебют. На самом деле так бывает очень редко, чтобы не просто несколько интересных песен, а сразу целый дебютный альбом в интересном и оригинальном ключе. Причем мне лично наиболее интересной кажется "Ты мне вясною прыснілася" – и Мулявин на гитаре красиво вступает, и мягкие вокалы, и аккорды для того времени очень новые, многоголосье вокальное. Потому что в плане соединения бита и фолка были какие-то примеры в той же Польше, а вот эта песня просто уникальна.

Второй альбом ("Песняры 2", 1974) мне кажется чуть хуже, потому что песни Лученка ("Алеся", "Спадчына") сами по себе совершенно обычные. Хитами их сделал именно Мулявин, который написал к ним мощное вступление и аранжировку. И вообще, я бы сказал, что Мулявин был прежде всего великолепным аранжировщиком, а потом уже композитором.

В конце я бы отметил "Гусляр", хотя он в записи потерял, наверное, больше всего. Ведь это был, по сути, спектакль с ролями, костюмами. Мы его исполняли в качестве первого отделения, я как раз с него и начинал работу в ансамбле. Несмотря на то, что он сложный по музыке, с него в буфет никто не уходил – настолько на сцене это было интереснее, ярче. Мисевич такого хорошего злодея играл (смеется – прим. Д.Б.).

Лучшее из неизданного

На мой взгляд, одним из самых лучших альбомов "Песняров" могла стать программа календарно-обрядовых песен (1979). Будь она записана, я бы ее следом за "Через всю войну" в рейтинге поставил. В этой программе мы копнули песни, которые не были широко известны. Все они были хронологически построены по временам года. Были и яркие номера, и какие-то любопытные переходы. В контексте работы с народным материалом, на мой взгляд, это был пик для ансамбля.

Еще одним великолепным диском могла стать программа "Веселые нищие" (1981) – это произведение, написанное Мастером и Профессионалом, каким был Игорь Паливода. Конечно, Мулявин – самородок, но в рамках крупной формы ему не хватало профессионального подхода. Там же есть свои законы. Поэтому его "Песня о доле" (1976) наряду с сильными местами имела и провальные. Я даже где-то рад, что ее в студии не записали, потому что "Песняры" еще не были готовы. "Гусляр" получился лучше, потому что написан на основе кантаты Лученка. А вот в рамках программы обрядовых песен и программы "Веселые нищие" все было сделано просто мастерски. И форма, и слабых по музыке номеров просто не было.

Еще была достаточно сильная программа "Я несу вам дар" на стихи Купалы. Оттуда великолепная песня "Марыся". Потом была программа "Через всю войну", после которой, как только началась подготовка произведений на стихи Маяковского, я ушел из ансамбля. В первую очередь из-за здоровья – у меня были очень большие проблемы с позвоночником, и я не мог даже стоять нормально. Все врачи сказали, что останусь инвалидом, но, к счастью, нашелся смелый человек, который меня за несколько лет поставил на ноги. Хотя, если честно, будь новый материал поинтереснее, я бы может еще и потерпел, но первые номера из программы на стихи Маяковского не вдохновили. Мне лично казалось, что его надо делать по-другому, может даже в тяжелом роке, но там было совсем другое.

Записал Дмитрий Безкоровайный