Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

"По праву памяти" журнал СМЕНА, по всей видимости первая половина 80х.

Автор Виктор, 06 мая 2005, 04:58:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Виктор

ПО ПРАВУ ПАМЯТИ

Павел ЯКУБОВИЧ
Ветер гонит желтую осыпь листьев по мокрому асфальту, и холодный дождь заставляет поднять воротник. В Минске осень. Но возле филармонии не чувствуется ни дождя, ни пронизывающего ветра — множество людей, собравшихся здесь, озабочены одним: не проворонить бы лишний билетик.
На потемневших от дождя афишах — «Песняры». Их новая программа называется «Через всю войну». По общему мнению, она вновь заставила любителей музыки заговорить о «феномене «Песняров». О музыкантах, которые, кажется, так никогда и не устанут удивлять. Своими идеями, своей музыкой.
А как начиналась новая программа, успевшая уже завоевать сердца довольно-таки изощренных слушателей Москвы, Ленинграда, Минска, Керчи, Феодосии?
Три года назад в нежаркий августовский день я бродил с Владиславом Мисевичем, одним из «патриархов» «Песняров», по уютному курортному городку Нарочь. Потом мы зашли в книжный магазинчик. На полке стоял томик стихов Валентина Тараса, человека удивительной судьбы, едва ли не самого юного партизана Белоруссии, прекрасного прозаика и поэта. Мисевич просто прикипел к книжке, а потом на улице сказал:
— Надо показать Мулявину. По-моему, это то, что он ищет. Такого я ни у кого не читал.
А через месяц в моем редакционном кабинете Валентин Тарас познакомился с Владимиром Мулявиным, и, кажется, они поняли друг друга с полуслова. Мулявину нужны были стихи, написанные человеком, для которого война стала частью жизни. Потом, правда, они довольно часто спорили, порой даже довольно резко, но в тот вечер они расстались, чрезвычайно довольные этим знакомством и воодушевленные предстоящей большой работой.
Так начиналась эта программа.
...Вновь на афишах «Песняры». «Через всю войну»...
Пожалуй, на нашей эстрадной сцене это первая столь крупная программа, обращенная к серьезнейшей теме. По своей внутренней заданности — спектакль. Работа, требующая не только мастерства инструментального и вокального, но и немалого мужества. Ведь даже самую простую музыкальную историю «Песняры» всегда рассказывали зрителям предельно честно, нисколько не лукавя, а здесь война... И нужно за полтора часа пройти вместе с песней по ее огненным дорогам и взглянуть на нее глазами людей сегодняшнего дня. В большинстве своем знающих о войне из рассказов...
Хорошо помню: когда Мулявин принялся за эту ответственную работу, как это нередко случается, информация «просочилась», и многие даже искренне любящие «Песняров» люди недоуменно пожимали плечами.
— О войне с эстрады?.. Можно, конечно, написать песни, можно растрогать слушателей памятными мотивами, все это, конечно, можно. Но это уже было и с блеском когда-то исполнялось Утесовым, Шульженко, Бернесом. Но то были песни. А целевая программа, эстрадный спектакль?.. Нет, это невозможно.
Сейчас с улыбкой вспоминаешь о тех разговорах двухгодичной давности.
Всего полгода живет программа «Через всю войну», но уже ясно, что она стала явлением белорусского искусства и ей суждена долгая жизнь и на сцене и в людской памяти.
Нет, эти слова не должны показаться чересчур категоричными. На многих концертах я видел заплаканные глаза и просветленные лица зрителей от 18 лет до 60. Зрителей, которым посчастливилось попасть в зал и послушать новую программу. Концерты «Песняров» этого года — прекрасный комментарий к знаменитым словам Ушинского о том, что пение соединяет тысячи сердец в одно большое сердце.
Во всем своем многомерном облике, героическом и страшном, предстает на сцене война, воплощенная в новой программе. Мужество боя, муки, голод, холод, мечта о доме, раздумья об утраченном, фронтовая или партизанская судьба, вера в будущее — вот содержание стихов, которые положил на музыку Мулявин. Художническая цель и задача композитора однозначна: через срез времен увести своих слушателей в те годы и к тем испытаниям, которые встали перед народом в тот безоблачный и кровавый рассвет 22 июня.
Да, о войне нужно говорить честно и прямо. По долгу памяти.
В своей новой программе «Песняры» восстают против «романтизации войны», сражаясь с ней великим и жизнеутверждающим пафосом реализма. Музыка Мулявина, выстраданная и потому очень честная, сродни беспощадной военной прозе Василя Быкова. Обнаженная, трепетная, беспощадно-правдивая и оттого вызывающая сердечное сопереживание. Через всю войну, от самых первых и потому самых страшных ее дней до салютов Дня Победы, летим мы через время и пространство вместе с песней. Образы песен зримые, в чем-то до боли знакомые, а в чем-то совершенно новые и потому потрясающие воображение.
На наших глазах у деревенского большака, усеянного густой и толстой пылью, прощается с сыном мать. Большак этот ведет в район, на призывной пункт, и ждет сына маршевая рота и ад передовой. Руки матери последний раз касаются стриженой и оттого пугающе непривычной головы сына. А мы знаем, что все это в последний раз. Ведь этот «спрадвеку» знакомый шлях безжалостно поведет ее сына навстречу танковым колоннам Гота, навстречу смерти и бессмертию.
—   Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа...
— Мне кажется, что я магнит, и я притягиваю мины...
— Бой был коротким, а потом глушили водку ледяную и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую...
Конечно, вы вспомнили стихи удивительных поэтов-фронтовиков Кульчицкого и Гудзенко. Музыка Мулявина наполнила их стихи новым смыслом и новыми красками. Для того, чтобы донести до нас правду о войне и о тех, кто подставил свою грудь пуле, летящей из той проклятой зимы 1941 года.
Это была труднейшая задача — рассказать в песнях обо всей войне, о ее героях и никому не известных тружениках боя, которых «зарыли в шар земной» и которые были просто солдатами. За полтора часа они чередой проходят перед нами — люди войны, вехи войны, необычайно емко сконцентрированные в художественных образах, в неразделимой архитектуре музыки и слова. В программе звучат стихи Твардовского, Прокофьева, Купалы, Кислика, Огнецвет — поэтов, имеющих самое непосредственное отношение к тому великому времени.
Успех новой программы разделят все поровну: композитор, солисты, музыканты «Песняров», поэт Валентин Тарас, написавший сценарий программы. А главным героем новой работы белорусского ансамбля будут солдаты, партизаны и тот белоголовый Миша Каминский — «хлопчык хатынскi», в память о котором, не умолкая, звенят скорбные колокола.
Но как рассказать о программе людям, не слышавшим ее? Это решительно невозможно. Можно, конечно, написать о каждой песне, но все слова будут бледными, если вспомнить о том, как под вальс из «Возвращения» плакали и медленно кружились в танце седые люди. Я видел их на пологой вершине керченской горы Митридат, где «Песняры» пели для ветеранов войны.
Как рассказать о чувствах старой женщины, о ее глазах, когда солист Валерий Дайнеко пел о страшной судьбе Миши Каминского, которому был всего один год, который знал всего лишь два слова — «мама» и «тата» и который сгорел вместе с мамой в страшном хатынском сарае? Мне говорили потом, что эта старая женщина специально приехала в Минск, и даже строгие билетеры не стали ни о чем ее спрашивать. Она им сказала только: «Я з вогненнай вески». И в давящей тишине зала сотни людей слышали ее тихий плач и боялись поднять на нее глаза...
Программу «Через всю войну» нужно посмотреть и послушать. Особенно молодым...
Вместе с «Песнярами» начинали многие ансамбли, и нельзя сказать, что талантливых певцов и музыкантов в них было меньше. Но где они сейчас? Когда сладеньким потоком по концертным площадкам лилось диско, они бросились догонять «Бонн М», когда в моду вошли баллады, они тут же трансформировались в задумчивых менестрелей, а когда тяжелым металлом заухал рок, немедленно приняли на вооружение тяжелый и жесткий ритм. И что же? Какое-то время они находились «на слуху», занимая в доморощенных «хит-парадах» верхние строчки популярности. Но вряд ли четырнадцатилетние девочки могли служить верным барометром настоящей популярности. И вот канули в небытие вчерашние кумиры, а афиши «Песняров» сегодня заманчивы и привлекательны так же, как пятнадцать лет назад. В чем секрет успеха?
Прежде всего в верности народной песне, фольклору. Но не в том расхожем его понимании, которым любят уснастить какое-нибудь дежурное интервью некоторые «звезды» эстрады, а в истинной, на всю жизнь преданности.
Помните старый документальный фильм о том, как Мулявин и Игорь Лученок «вандруюць», как говорят на Беларуси, путешествуют в поисках мелодий по озерному Полесью? С той поры прошло лет десять, но и сегодня Мулявин в поиске, и каждая новая мелодия, вышедшая из народа, ему также бесконечно дорога. И даже когда она звучит в современной аранжировке, слушатель безошибочно узнает ее, то ли знакомую с детства, то ли каким-то загадочным образом закодированную в генах.
Пятнадцать лет, как «Песняры» верны главному делу своей жизни, своей песне.
Конечно, только самый наивный романтик может предположить, что у «Песняров» было все гладко, а успехи, слава нарастали по крутой спирали. И в «Песнярах» были музыканты, очень способные, кстати, музыканты, любившие, по известному выражению, не искусство в себе, а скорее себя в искусстве. Рано или поздно их дороги расходились. Порой это было весьма болезненно. Когда из ансамбля ушел знаменитый певец, даже самые фанатичные поклонники «Песняров» посчитали, что это конец. Но прошли трудные месяцы, и «Песняры» вновь вышли на большую сцену, и вновь залы взрывались овациями.
Ветер гонит мокрые листья по черному зеркалу асфальта. Но люди, собравшиеся у филармонии, не чувствуют холода. Они продолжают надеяться на маленькое чудо, на «лишний билетик». На афишах всего несколько слов. «Песняры»: «Через всю войну».


Журнал «Смена»
Фото Сергея Петрухина


Кто-то скажет: "я уже не тот", кто-то скажет: "я уже не торт", не грусти о прошлом, пусть с тобою будет всегда вкусный торт.

Виктор

Статья о цикле "Через всю войну", как раз к празднику. Поздравляю всех форумчан с 60-летием Победы.
И фото в нормальном разрешении:

Олег Петухов


Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Виктор
[b  Вместе с «Песнярами» начинали многие ансамбли, и нельзя сказать, что талантливых певцов и музыкантов в них было меньше. Но где они сейчас? Когда сладеньким потоком по концертным площадкам лилось диско, они бросились догонять «Бонн М», когда в моду вошли баллады, они тут же трансформировались в задумчивых менестрелей, а когда тяжелым металлом заухал рок, немедленно приняли на вооружение тяжелый и жесткий ритм. И что же? Какое-то время они находились «на слуху», занимая в доморощенных «хит-парадах» верхние строчки популярности. Но вряд ли четырнадцатилетние девочки могли служить верным барометром настоящей популярности. И вот канули в небытие вчерашние кумиры, а афиши «Песняров» сегодня заманчивы и привлекательны [/b]

Прочитал это, и порывшись, нашел нечто очень похожее:
"Люди с черной совестью, бездушные торгаши, претендующие на роль "властителей мира", хотят навязать человечеству вместо прекрасной музыки Баха, Глинки, Бетховена, Мусоргского, Моцарта, Чайковского, Бизе - кривляющийся свинг и бесноватые ритмы "буги-вуги". Но человечество не даст себя одурманить звериной манией бизнеса, не позволит алчным и невежественным людям затоптать в грязь великие сокровища мировой культуры."
(Георгий Хубов, "Себастьян (!) Бах, Государственное музыкальное издательство, Москва, 1963)

Конечно, трескучий казенный пафос Павла Якубовича значительно уступает тяжелой артиллерии товарища Хубова - но "наследство по прямой" очевидно.
Да и смешно сейчас читать про то, что какие-то кумиры куда-то канули, а вот "Песняры" как и прежде... Что называется, "в доме повесившегося не говорят о веревке".
Но Олегу Петухову спасибо - молодежи будет интересно почитать, КАК писали о Песнярах во времена позднего застоя. Да и для тех, кто постарше - хорошее лекарство от ностальгии! "Как вспомнишь так вздрогнешь". И становится ясно, почему с началом перестройки "Песняры" так стремительно теряли поклонников - да потому что их ВОТ ТАК преподносили  публике...
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд


Олегу Петухову спасибо ... "Песняры" так стремительно теряли поклонников - да потому что их ВОТ ТАК ...

Ё моё, что ж я сделал
:lol: :confused:

padbiarez

Вы Паўла Ізотавіча не кранайце!:neshali:
Ён цяпер -- рэдактар галоўнай газэты краіны, якая сёньня называецца "СБ сегодня", раней называлася "Советская Белоруссія", а ў народзе завецца "Савецкая Б". У яе наклад -- звыш 500 000, у той час як у прыватнай "БДГ" -- 9200. Таму што на "СБ" (служба бясьпекі) падпісваюць прымусова, а на "БДГ" -- забараняюць, і з кіёскаў выперлі. Так што пра адсутнасьць пафасу вы -- дарма!:kill:

Анатолий Вейценфельд

А кто говорит про отсутствие пафоса?! Наоборот, его немеряно.
А про Якубовича мы знаем даже, что они с Мисевичем приятели :)
Если б судьбу знали заранее...

padbiarez

Вось я й кажу: не будзіце Зьмея!:mad:

Виктор

Да, причем здесь Олег. Если только что он как и я любит творчество "Песняров", и указал номер журнала в котором была напечатана статья, за что ему спасибо. Вообще-то я помещал эту статью не для того что бы ее рассматривали с точки теперешнешней полит коректности. Мне казалось что посетителям этого форума интересно все касающеюся творчества ПЕСНЯРОВ, все что о них печаталось. По-моему все кому за 40  в те времена пропускали такие выпады мимо своего внимания, на что я и надеялся от Вас. Обратить внимание на единственный абзац в статье про Песняров, который их непосредственно не касается на таком форуме - это нонсенс. У меня был еще один вопрос к Вам , но при таком подходе подожду еще год.

Несмотря на все спасибо Вам за все что вы делаете для  освящения творчества Песняров.
С уважением ко всем поклонникам Песняров, Виктор Хохлов, Нижний Новгород.

Виктор

И еще. То что написано по бело русски я понял не более чем на 30%. Мне кажется что мы поклонники ансамбля ПЕСНЯРЫ, а у большинства из нас основной язык все-таки русский, давайте общатся на нем. А для тех у кого свербит, что это только белорусское достояние надо открыть отдельную ветку, и пусть там будет только белорусская мова.

Анатолий Вейценфельд

#10
Виктро, приношу извинения, что перепутал автора сообщения. Это Вам спасибо за размещение статьи.

А "единственный абзац"... Так ведь он есть, из песни слов не выкинешь, и из песняров тоже. :)
И старые статьи мы всегда читаем современным взглядом, это естественно, мы ведь сейчас живем. И думать, как 20 лет, назад не можем.
В этой статье много и других перлов и штампов, она вся собрана из журналистского "конструктора".
Я и сейчас продолжаю считать, что молодежи полезно прочитать такие статьи, чтобы понять, что же произошло потом с коллективом.

PS
Дмитрия Подберезского тут уже не раз пытались прогнуть, чтобы не писал по-белорусски. Не прогнули. Виктор, давайте не начинать "прогнутие" по новой: во-первых, безрезультатно, во-вторых, из уважения к заслугам Дмитрия. (можно поменять местами первое и второе :)   )

А если не поняли, я переведу. С Дмитрия все равно за каждый мой перевод из него причитается "Зубровка". Так что чем больше, тем лучше. :zapoj:
Если б судьбу знали заранее...

Виктор

Про белорусский больше не буду, но тяжело отвечать на то , что до конца не понимаешь. По моему это и для тех кто пишет по белорусски плохо - ты спрашиваешь об одном, а тебе отвечают про что-то другое. Кстати и мой вопрос(предложение) именно языкового свойства.
Есть статья на польском, из какого-то польского журнала 70х годов. Знаю что некоторые посетители форума хорошо владеют польским. Если у кого то из них найдеся время чтобы перевести эту статью, то вышлюскан. объем одна большая журнальная страница,половина которой занимают фото. Фото постараюсь сегодня-завтра разместить. Название статьи -"Спевайте хлопцы, спевайте". Если уже встречалась, напишите, вопрос будет снят.

Виктор

Вот первое фото: Песняры в Зеленой Гуре - 1973

Виктор

Второе: Песняры после концерта в белорусской деревне.
У кого есть время, знания и желания для перевода статьи с польского - пишите, вышлю скан.

Виктор

Забыл прикрепить второе фото, оно здесь.
Предложение о переводе в силе.
Анатолию Вейценфельду: Старые статьи  все-таки надо читать с учетом того как их воспинимали в те годы. Сейчас это может показаться дико, а раньше было нормально. Правил, как трактовать тот или иной оборот, нет. Но тот кто тогда жил поймет.
Я прощаю автору пафос, если это было необходимо для того, чтобы статья была напечатана. Это сейчас может показаться что в ней нет ничего нового, а в конце 85 это была информация о новом репертуаре Песняров. Но времена были другие, не теперешние. Согласен.