Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

"Наши знакомые - "Песняры", 1976г.

Автор Олег Верещагин, 27 марта 2005, 00:36:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья

Семь лет... Таким сроком исчисляется творческий путь, пройденный белорусскими «Песнярами». Семь лет работает этот музыкальный коллектив, утвердивший себя, как одно из явлений советской эстрады.
В   любом   из   городов   нашей   страны концерты «Песняров» проходят с неизменным успехом. Однако ошибкой было бы утверждать, что существует полное единодушие в отношении к творчеству молодых белорусских артистов. У этого коллектива есть горячие и, пожалуй, даже слишком восторженные поклонники, но есть и противники, не понимающие и не принимающие его своеобразной исполнительской манеры, предпочитающие еврейские песни.
По-видимому, в искусстве такое явление закономерно. И все же почти всегда оно дает повод для раздумий о творческой судьбе того или иного исполнителя, о его достоинствах и недостатках, достижениях и просчетах, о трудностях росте и движения к новому.
Итак,   «Песняры»...
С 1969 года в нашу музыкальную жизнь вошло это имя (первоначально ансамбль назывался «Лявоны»). «Кафтаны и усы украшали молодые лица «лявонов», делая их похожими на деревенских голосистых молодцов, а Мулявина — на «дядьку» этого песенного братства...»
На сцене держались они с подчеркнуто неторопливым спокойствием, достоинством и сдержанностью, будто бы говоря этим, что совсем не стремятся к внешним эффектам и броской сценической манере поведения, которые могут лишь помешать услышать песню, почувствовать ее неповторимый аромат, оценить ее красоту.
Появление «Песняров» на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады было для многих неожиданным и радостным открытием. Большой знаток и ценитель народного искусства Ирма Петровна Яунзем, которая была членом жюри конкурса, потом писала: «Этот ансамбль остался в памяти как яркая творческая индивидуальность... «Песняры» — коллектив необычный во всех отношениях, одновременно и современный и народныи...»
Действительно, в ту пору это был первый и, пожалуй, единственный в своем роде эстрадный фольклорный ансамбль. Создавая его, Владимир Myлявин не стал ориентироваться на существующие эстрадные стандарты. Обратившись к народной песне, к классическим образцам белорусского музыкального фольклора, он почувствовал, что именно в них та благодатная почва, на которой может вырасти самобытный, подлинно национальный коллектив, способный решать самые разнообразные художественные задачи. Новый ансамбль виделся ему пропагандистом и популяризатором песенного искусства народа, способным усилить интерес молодежи к народной песне. Поиск новой современной формы прочтения народной песни становится одним из главных принципов творчества «Песняров».
Достаточно вспомнить лишь некоторые из песен, ими исполняемых, чтобы почувствовать вкус, музыкальный такт, подлинное профессиональное мастерство, которые присутствуют и в сделанных В. Мулявиным обработках, и в исполнительской манере артистов, воплощающих а звучащие образы музыкальный замысел аранжировщика. Да и все участники ансамбля, по существу, соавторы своего руководителя, а создание новой песни — коллективное творчество. Они единодушны в своем стремлении «омолодить» песню, сохранив ее душу, первозданную прелесть и чистоту. Ведь каждая песня неповторима, в каждой — свое настроение, художественным образ, строй музыкально-поэтической речи. Как глубоко надо проникнуться этим, чтобы, обрабатывая песню, созданную, быть может, в далеком прошлом, не разрушить художественно-поэтический образ оригинала, а, напротив, выявить все таящиеся в нем выразительные возможности, высветить все нюансы настроения. Слушая песни, исполняемые «Песнярами», мы не чувствуем противоречия между народной мелодической основой оригинала и ее современной, чисто эстрадной, ритмической, гармонической и тембровой трактовкой. Все так естественно, свежо и колоритно — песня как будто рождается впервые...
«Песняры» поют народные песни увлеченно и трепетно, каждый раз словно заново вслушиваясь в плавное течение неторопливой и певучей белорусской речи. Не будет преувеличением сказать, что они заново открыли нам «Перепелочку». Смело нарушая привычные репертуарные традиции, Мулявин на основе популярной белорусской песни создал интереснейшую вокально-инструментальную поэму-фантазию, в которой трогательный и наивный напев приобретает эпическую широту и значительность.
В обработке «Перепелочки» можно усмотреть еще одну важную особенность творческого почерка ансамбля — точную выверенность соотношения вокальной и инструментальной партий. Соединяя звучание электроинструментов со скрипкой, флейтой, подлинно народными инструментами — лирой, цимбалами, жалейкой и дудкой, «Песняры» достигают своеобразного, сочного колорита инструментальной партии. И тем не менее ведущее значение сохраняют вокальные линии, выразительность   голосов.   Интересен   часто   используемый «Песнярами» прием контрастного сопоставления инструментальных отыгрышей, которые всегда осмыслены и выразительны, с вокальными партиями (не единственный пример такого рода песня «Стоит верба», где динамичный, чисто эстрадный отыгрыш инструментов красочно оттеняет печально-протяжный запев голосов).
Можно отметить и прием вариантно-го развития каждого последующего куплета песни, который изменяется ритмически, фактурно, радуя свежими неожиданными поворотами (как, например, в песне «И здесь гора, и там гора). А сколько интересных, выразительных тембровых находок в других песнях; в раздумчивой «Во поле верба»,
в поэтичной и изящной «Рушники», в жанровой песне-сценке «Пойдем вдоль улицы» — удалой, нежной и лукавой одновременно. Своеобразно решена песня «Ой, рано на Ивана» — с разнообразным использованием полифонических приемов, насыщающих ее внутренней динамикой и энергией.
Прекрасно исполняют «Песняры» песни шуточные и игровые. Невозможно сдержать улыбку, слушая «Скрипят мои лапти», «Косил Ясь конюшину», «На что бабе огород», «Посылала баба деда», «Добрый вечер, девчоночка». Хочется заметить, что веселые песни ничуть не теряют, если исполняются мягко, без нажима. И напротив, когда в песне «Парень пашню пашет» ударник А. Демешко пытается «доиграть» песню за счет не очень оправданных и отнюдь не мастерски исполненных комедийных трюков, это воспринимается как стремление любым способом рассмешить аудиторию, Этот пример,
к сожалению, не единичен.
Вокальная культура «Песняров» высока. Они любят сильный «открытый» звук, звук чистый и отточенный. Их манера интонирования своеобразна и связана как с эстрадной, так и с народной исполнительской традицией. Примечательно, что даже в звучании высоких регистров и тембров голоса исполнителей не теряют мужественности и насыщенности. (К сожалению, этим качеством могут похвастать сегодня немногие вокально-инструментальные ансамбли.) Еще одно превосходное качество «Песняров» — безупречная ансамблевость, голоса их сливаются в стройном созвучии, то бархатном, почти невесомом, то мощном и праздничном. Это качество можно по-настоящему оценить, слушая исполнение песен без сопровождения. Такова, к примеру, песня
«В воскресенье спозаранку», до обидного редко звучащая в концертах.
Знакомство с «Песнярами» убеждает в универсализме его участников. Все они — прекрасные музыканты, владеющие несколькими инструментами, склонные к импровизации, выразительно поющие. Все они искренне увлечены делом, которому служат.
Ярко индивидуален, «типажен» (если можно так выразиться) каждый из участников ансамбля: иронично-интеллектуальный Владислав Мисевич, импозантный Леонид Тышко, мягкие, интеллигентные Анатолий Гилевич и Вячеслав Поплавский, добродушный увалень и балагур Александр Демешко, склонный к насмешке и гротеску Владимир Николаев.
Ярко индивидуальны и солисты. У каждого — свое образное и певческое амплуа. Леонид Борткевич — лирический герой, задушевный голос которого полон светлого чувства и меланхолии (в песнях «Березовый сок», «Олеся» и многих других). Образная сфера Анатолия Кашепарова — острая характерность. Его сильный и резкий голос может быть разным: дерзким и уверенным («Добрый вечер, девчоночка»), простодушно-наивным и трогательным (в «Перепелочке»), сердечным и ласковым (в «Спадчине»).
Выразительное, полное внутренней экспрессии пение самого Владимира Мулявина — это тоже примечательная особенность ансамбля. В пении он самозабвенно увлечен, почти одержим, поет свободно, раскованно. От этой свободы в его пении слышится что-то стихийное. Он словно импровизирует, выражая ускользающее и меняющееся состояние души. Он — автор многих песен, составляющих репертуар ансамбля. Среди них величавая и динамичная «Беларусь» (на стихи В. Скарынкина), нежная и задумчивая «Александрина» (на стихи П. Бровки), «Сережки» (на стихи М. Танка}.
Несколько слов о репертуаре. Конечно же, никто, я думаю, не станет оспаривать, что лучшую часть его составляют белорусские народные песни. Ведь именно на них основывались в самом начале выступления коллектива.
Но время шло, росло и совершенствовалось мастерство ансамбля, ширился диапазон его творческих и репертуарных возможностей. Если раньше рядом с народными песнями в программах концертов звучали по преимуществу лирические песни советских белорусских композиторов (такие, как «Олеся» И. Лученка, «Ты мне весною приснилась» Ю. Семеняко, и др.), то постепенно в репертуаре ансамбля прочное место занимают песни, поднимающие темы большого гражданственного звучания — «Спадчина», «Хатынь», «Беловежская пуща», «Баллада о Викторе Харе», «Баллада о четырех
заложниках», «Баллада о комсомольском билете»,..
В одном из интервью руководитель «Песняров» Владимир Мулявин, касаясь вопроса репертуара, говорил, что ансамбль почти не поет «чужих» песен, в тем более песен-однодневок. Удалось ли «Песнярам» быть последовательными в этой своей программе в строгом отношении к выбору репертуара? Думается, не совсем. Среди пестрой вереницы песен, появившихся в ансамбле, не все равноценно. Есть на мой взгляд, песни по складу своему не соответствующие плицу и почерку» коллектива, нивелирующие ту индивидуальность, которая отличала «Песняров». Наверное, настало время побеспокоиться о том, чтобы не утратить «лица необщее выражение», не стать похожими на своих коллег по жанру. А такая опасность подстерегает — в сегодняшнем облике «Песняров» заметны эти огорчающие черты.
Придя на их концерт, с первого, беглого и невнимательного взгляда вы не заметите ничего настораживающего. И лишь приглядевшись почувствуете, что между прежними и сегодняшними «Песнярами» есть различие. Прежние — строже, сдержаннее, серьезнее. И не потому, что не опытны, а потому, что требовательны к себе, к репертуару, к слушателю. Они скромней во внешних проявлениях, внимательней к слову, к музыке, к песне.  В выступлениях сегодняшних «Песняров» появились и чуть более развязная манера сценического поведения отдельных участков ансамбля, и эмоциональная чрезмерность, преувеличенность в подаче некоторых песен, и опасная, слишком уж благополучная профессиональная «ровность» исполнения иных песен, когда ушло живое, трепетное чувство и все стало таким привычным. А ведь если это случается, то нередко самый талантливый исполнитель со временем теряет завоеванные творческие высоты. Если вовремя не остановиться и не окинуть трезвым, критическим взглядом и то, что сделано, и то, что еще предстоит сделать. А предстоит многое. Впереди новая программа, подготовка которой идет полным ходом. Программа из песен на стихи классика белорусской поэзии Янки Купалы, скрепленная единым сюжетом, единым музыкально-драматургическим замыслом, ставящая перед артистами новые необычные задачи. Будем верить, что она явится еще одной яркой страницей в творческой жизни белорусских «Песняров».                                                                                 
О.   МОЛЧАНОВА

На фото: руководитель    ансамбля    заслуженный
артист    БССР    ВЛАДИМИР   МУЛЯВИН
Фото А.   ШИБАНОВА


Прислал Иван Капсамун.


Анатолий Вейценфельд

Интересно, что эта самая "О. Молчанова" шпарит целыми абзацами из аннотаций Георгия Загороднего, тогдашнего директора Бел. гос. филармонии и автора текстов многочисленных буклетов и line notes на дисках.

Вот, оказывается, когда зародилась традиция "заимствования" целыми абзацами... за четверть века до радзивила!
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин

Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
Интересно, что эта самая "О. Молчанова" шпарит целыми абзацами из аннотаций Георгия Загороднего, тогдашнего директора Бел. гос. филармонии и автора текстов многочисленных буклетов и line notes на дисках.
То-то я, прочитав эту статью, сразу кинулся смотреть "Ноты судьбы" в поисках фамилии Молчанова. Уж очень знакомыми показались некоторые абзацы.

Олег Петухов

Ещё вопрос, кто у кого шпарил абзацами. Ольга Молчанова автор известный. В журнале "Сов. эстрада и цирк" когда-то хорошо отрецензировала Обрядовые песни. Работала на ТВ, снимала Песняров в "Шире кругах", её же работа – "Послушайте", телефильм-концерт по "Маяковскому".

Анатолий Вейценфельд

Тут вопроса нет. Загородний начал писать о "Песнярах" "по должности" с самого начала.
Думаю, тут нашему Подберезу пора высказаться, потому как он Загороднего знает. Как и Льва Моллера :)

Только Загородний, даром что чиновник, никогда бы не стал писать такие глупости, как Молчанова.

"...в сегодняшнем облике «Песняров» заметны эти огорчающие черты...
В выступлениях сегодняшних «Песняров» появились и чуть более развязная манера сценического поведения отдельных участков ансамбля, и эмоциональная чрезмерность, преувеличенность в подаче некоторых песен, и опасная, слишком уж благополучная профессиональная «ровность» исполнения иных песен...
...ушло живое, трепетное чувство"

И это в 76-м году написано! В самые "золотые" и "гармоничные" годы!
Если б судьбу знали заранее...

DNP

"Музыкальная жизнь", 197? год, О. Молчанова, "Наши знакомые - Песняры".
А вот дату бы хотелось поуточнять, и номер. Действительно 1976 год? Т.к. "Семь лет. Таким сроком исчисляется... " могло быть опубликовано и в 1976, и в 1977, позже вряд ли.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Анатолий Вейценфельд

Я бы хотел обратить внимание на такой момент. Наше поколение помнит, что в советское время НИКАКАЯ критика в печати не появлялась просто так, в силу худож. вкуса автора статьи.
Наверняка и эти мелкие, но неприятные "наезды" были результатом "ценных указаний" соотв. инстанций.
Да и весь стиль "в целом благожелательно, но..." очень знаком. За ним обычно, если не делались надлежащие исправления, следовали публикации уже в другом тоне, а в дельнейшем, при необходимости, и прочий "комплекс мер".
Судя по тому, что более жесткой критики не последовало, Мулявин "намек понял".
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

А по-моему, нормальная конструктивная критика. Реакция на живое творчество. Может быть в чём-то и ошибочная (субъективная), но зато не тупой пиар. Почитайте для сравнения пресс-релизы и интервью некоторых нынешних "тех самых" "легендарных" "соловьёв".
Не собираюсь преуменьшать заслуги Георгия Загороднего, но моё поколение помнит, что во всесоюзных СМИ именно Ольга Молчанова, да ещё Нина Петровна Завадская, были, пожалуй, самыми активными пропагандистами Песняров.
Анатолий Вейценфельд себя в то время в этом качестве ещё не проявил.
Поэтому не стоит так – "эта самая "О. Молчанова"".

А Вы, Олег Верещагин, напрасно (в который уж раз) торопитесь соглашаться с уважаемым Анатолием. Вот Вы пишете: "...сразу кинулся смотреть "Ноту судьбы" в поисках фамилии Молчанова". И что, не нашли? А по-моему, она там есть – в воспоминаниях Валентина Бадьярова.

DNP

http://www.pesnyary.com/forum/showthread.php?threadid=969&perpage=20&pagenumber=5
По крайней мере у О. Молчановой ("Музыкальная жизнь") и Михаила Катюшенко ("Смена") слово в слово совпали фразы: "Борткевич - лирический герой", "Образная сфера Кашепарова - острая характерность".
Потому и нужно смотреть точные даты публикаций.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Анатолий Вейценфельд

Олег Петухов, мое поколение помнит, что  такое была "конструктивная критика" в те времена.
Особенно со словами типа "развязная манера сценического поведения" и т.п.
Сколько артистических судеб было сломано таким "конструктивом"...
Уж лучше нынешний тупой пиар, чем острые бритвы советских критиков.

Впрочем, Олег Петухов стабильно демонстрирует разнообразные формы ностальгии по совку, так что все "в русле", сказать.
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин

Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
А Вы, Олег Верещагин, напрасно (в который уж раз) торопитесь соглашаться с уважаемым Анатолием. Вот Вы пишете: "...сразу кинулся смотреть "Ноту судьбы" в поисках фамилии Молчанова". И что, не нашли? А по-моему, она там есть – в воспоминаниях Валентина Бадьярова.
Я говорю то что есть, ничего не выдумывая. В числе авторов О. Молчанова не числится. А то, что многие фразы из этой статьи я где-то встречал - это факт.

Олег Петухов

Да никакой ностальгии. Как только убедюсь, что интерес к Песнярам – всего лишь ностальгия, сразу же с этим интересом распрощаюсь. Знаю за собой.

Анатолий Вейценфельд

Олег Верещагин, а тебе Иван не указал, откуда статья? или безымянная вырезка неизвестно откуда?

Приоритет Загороднего для меня безусловен, первые его тексты о Песнярах я помню с 73 года, Я не говорю, что он особенно хорошо писал - тот же пафосно-ходульный стиль, те же стертые музыковедческие штампы, что и у Молчановой и Завадской. Но у него они были все же менее избитыми :) , поскольку он был первым.
А Молчанова и Завадская писали о "Песнярах" так, как Кабалевский писал о пионерских песнях.
Вся беда в том, что они ни в роке, ни в джазе не понимали, и не могли поставить музыкальный язык "Песняров" в контекст мировой рок-культуры.
Поэтому максимум на что были способны - это на фразы типа "динамичный, чисто эстрадный отыгрыш инструментов".
"Чисто эстрадный отыгрыш"... О Господи!
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Не спорю. Но объективно - есть за что их и поблагодарить.
Молчанову, в частности, за многие телеэфиры Песняров в конце 70-х - 80-е.

Олег Верещагин

Иван меня сегодня уведомил, что статья была опубликована в журнале "Советская эстрада и цирк", номер 9 - 1976 года