Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Как "Песняры" собирали материалы для народных песен

Автор Fed, 03 марта 2005, 07:39:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fed

Случилось мне вчера побывать на авторском вечере матёрого гомельского барда Алексея Ильинчика, больше известного, как Леший.

Он оказался поклонником творчества Песняров, и в кулуарах поведал мне следующее.

Конец 60-х, Песняров ещё нет, но есть Лявоны.
Уже обозначив нишу своего творчества, Лявоны начали поездки по деревням за материалом - народными песнями из первоисточников.

Вот с такой целью они и приехали в деревню Лапичи Осиповичского района. Спрашивают жителей:
- А кто тут у вас больше всех песен знает?
- да известно кто - баба Агапа! Она самая старшая, она больше всех песен и знает.

Баба Агапа - прабабушка нашего друга Лешего :cool:
Поэтому повествование из первых рук.

Приходят будущие Песняры в хату.
- бабуля, а спойте-ка нам песен! Все, что знаете!

Без проблем! Бабушка начала петь. Спела две песни и всплеснула руками:
- ой, баба-дура! у мяне ж сьвіньні някормленыя!

Оставила гостей, пошла кормить живность.
Вернувшись, продолжила петь.
Вдруг, снова вспомнила:
- ой, баба-дура, у мяне ж кароўка нядоеная!

Опять побежала хлопотать по хозяйству.
Сделано дело - пошли новые песни.
Ближе к обеду:
- ой, да у мяне ж хлопцы някормленыя!
Достала из печи чугунок и накормила Лявонов, чем бог послал.

И так - полный день дотемна.
Уехали ребята очень одухотворёнными :p:

Спустя несколько лет Получает бабка Агапа первую, только что выпущенную пластинку Песняров с благодарственным письмом от своих гостей.
Внуки её подсуетились, раздобыли проигрыватель, поставили ей послушать.
Послушала бабка и говорит:
- Ай, як хлопцы сьпяваюць! Як анёлы!
Але ж неяк не па-нашаму, не па-дзеравенску...

:gentleman
Vita brevis, ars longa

Arkady

Вот и получается, поуходили от нас бабки Агапы в 80-х, перестали "Песняры" ездить и собирать народные песни по деревням и селам, и начался у них творческий кризис.  :(

Олег Аверин

Третьего дня, отчего, не знаю, вспомнил я про их поездки за песнями и спросил Мисевича, мол, сколько песен из собранных в репертуар-то взяли тогда? "А ни одной," - сказал он.

Олег Гладков

Так и известная кинохроника на эту тему - совковая показуха и игра на телекамеру. В концертных костюмах они отправились по лужам и грязной жиже в Кислодрищенск, блин... А телеоператоры - один стоял у дороги, а другой затаился в автобусе, который Мулявин остановил совершенно случайно, разумеется.

Fed

Цитироватьавтор оригинала oleg
Третьего дня, отчего, не знаю, вспомнил я про их поездки за песнями и спросил Мисевича, мол, сколько песен из собранных в репертуар-то взяли тогда? "А ни одной," - сказал он.

но ведь песни народные есть в репертуаре, значит откуда-то их брали ...
:rolleyes:

неужто просто из сборников?
:confused:
Vita brevis, ars longa

Анатолий Вейценфельд

Ну почему "совковая показуха"?
Это, Олег, "реконструкция событий" :)
Кстати, довольно близко к реалиям.
Я бы всем  советовал послушать этих бабок в том фильме, чтобы понять, из чего Мулявин такие конфетки делал. :appl:
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Я по этому поводу тоже поинтересовался творческими поисками и трудовым десантом "Песняров" у человека, который принимал в этом непосредственное участие вместе с Мулявиным и Лученком. Так вот он мне поведал совершенно обратное. Больше того, все материалы, которые им удалось собрать у бабок Агап, использовались не только для песенного репертуара, но и для больших форм, таких как "Доля".

Олег Аверин

Когда берут народную песню, это так и называется: взяли народную песню. А понятие "использовались материалы...", - это не одно и тоже. Материалы использовались. А фамилии свои ставились.
Я в юности каждые выходные в деревнях свадьбы играл, много лет. И слушал с удовольствием местных бабок. Это крайне важно хранить в своей памяти, занимаясь обработками нар. песен. Поездки Мулявина в деревни, несомненно, важный этап в его понимании белор. музыки, и он мне об этом рассказывал сам. Говорят, взять целиком было нечего, т.к. песни, якобы, были вариациями на уже существующие, записанные в многочисленные сборники.
А если Мисевич чего подзабыл, так я не виноват.
Всех девчонок с 8 МАРТА!
************* Аверин

Arkady

#8
Oleg, в понятие "материалы" в данном случае входят не только народные песни или фрагменты, но и обряды, обычаи, тосты и т.п., как в "Кавказской пленнице".  
Я ни в чем Тебя не виню. С чего Ты это взял? Что касается Влада, ну, подзабыл, да и ладно. Все в порядке. Кто-то вспомнил. Ведь столько лет-то прошло.

P.S. Что касается "ставили свои фамилии", так то же самое делали со своими шедеврами Растрелли, Леонардо Давинчи и др., хотя рядом с ними работало немало талантливых людей.

Олег Петухов

oleg:
А понятие "использовались материалы...", - это не одно и тоже. Материалы использовались. А фамилии свои ставились.

То есть "использовать материалы" – значит, присвоить, приписать себе? То есть: "Берёт, ему не принадлежащее" (как сказал Мисевич про другого, такого же... заслуженного артиста.)?


Fed:
Послушала бабка и говорит:
- Ай, як хлопцы сьпяваюць! Як анёлы!
Але ж неяк не па-нашаму, не па-дзеравенску...


Программа "Что играем?", ТВ "Культура", 26 мая 2004 г. Встреча с Сергеем Старостиным и его ансамблем:

Ведущая: "Вы вот такие обработанные народные мелодии пробовали исполнять тем, у кого Вы их взяли, деревенским жителям? Что они говорят? Как они реагируют? Узнают ли они свои песни?"

С. СТАРОСТИН: "Вы знаете, они люди-то очень доброжелательные. Они вообще-то редко скажут вам... Если им не нравится - вот когда трясутся на дискотеках, это они не любят, потому что они не понимают смысла в этом. А когда звучит какая-то творческая музыка, они чувствуют, что люди над этим поработали, приложили какие-то усилия, - они очень внимательно к этому относятся, и, как правило, очень хорошо отзываются... Но это не значит, что это на самом деле хорошо!"
:)

Сергей Демидов

Олег Петухов:
То есть "использовать материалы" – значит, присвоить, приписать себе? То есть: "Берёт, ему не принадлежащее"

"Использовать материалы" это и значит использовать материалы, а не приписать себе, если мы пишем исторический роман, то изучаем исторические хроники и т. д., если пишем музыку то используем традиционные мелодические обороты...
А если использовать такой подход, то надо "прижать к ногтю" практически всех композиторов классиков (Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина ...) ой сколько у них использовано народных материалов!
Ребята, давайте жить дружно!

Arkady

Сергей, обрати внимание, что у Олега Петухова после "То есть: "Берёт, ему не принадлежащее"" стоит вопросительный знак.

Настя Якименко

Цитироватьавтор оригинала Arkady
Сергей, обрати внимание, что у Олега Петухова после "То есть: "Берёт, ему не принадлежащее"" стоит вопросительный знак.

Да-да, а эмоционально фраза так насыщенна, что создается впечатление, что это "ему не принадлежащее" взяли именно у него...

Arkady

#13
У кого, Асенька? По-моему вы не поняли то, о чем хотел сказать Олег Петухов. Попробуйте прочитать еще раз.

Олег Петухов

Arkady: ... в понятие "материалы" в данном случае входят не только народные песни или фрагменты, но и обряды, обычаи...

Сергей Старостин: "...Песня – это часть более широкой народной культуры, которая включает в себя не только музыку, но и устное творчество – сказки, былинки, пословицы, поговорки, саму по себе речь... А также народную медицину, знахарство, народную мораль, народную педагогику..."

Ася: ...создается впечатление, что это "ему не принадлежащее" взяли именно у него...

Вот именно. " Материалы использовали. А фамилии свои ставили."
:confused:

Настя Якименко

Цитироватьавтор оригинала Arkady
У кого, Асенька? По-моему вы не поняли то, о чем хотел сказать Олег Петухов. Попробуйте прочитать еще раз.
Да нет, Аркадий, думаю я все правильно поняла. Может только фразу не правильно построила. Просто это желание Олега Петухово кого-то в чем-то уличить уже немного напрягает. И эти лингвистические игры со смыслом фразы "материалы использовались" , "использовались материалы" выглядят по меньшей мере смешно. Ну использовались, ну написали свои фамилии, и что дальше...Кто-то от этого постадал?

Arkady

#16
Ася, так и он же об этом. Вы, кажется, у Олега Петухова не отличаете цитату, которую он использует, от непосредственно его сообщения. Или вы не различаете, где какой Олег? Скорее всего запуталась в Олегах, заблудилась.
С праздником вас, Ася! :flowers:

Олег Петухов

А меня напрягает тенденция, ставшая здесь чуть ли не хорошим тоном. Я не самый древний старожил на этом форуме, но, возможно, чуть постарше Вас, Ася.
Может быть пост-песняр Oleg и не хотел бы в очередной раз подъелдыкивать – мол, и здесь с авторством нечисто. Но что поделаешь, раз "этикет" требует.

Какими фамилиями надо было подписывать? Что, наконец, подписывать? Фольклорные материалы? Или то, что получилось в результате использования этих материалов?

Недавно в другой теме обсуждалось, какую бы ещё книгу, после "Ноты судьбы", стоило бы написать о Песнярах. Мне мечтается, чтобы появилось настоящее исследование их музыки, основанное на изучении именно музыки. А не на воспоминаниях соратников, которые сегодня, по-моему, только и пытаются принизить достижения тех, настоящих Песняров. Зачем? Чтобы уравнять своё нынешнее творчество с тем, что создавалось при Мулявине?..
Но ведь они и собственный вклад таким образом принижают!
Хорошо хоть Анатолию Кашепарову ничто не мешает, например, признать, как пишет Аркадий: "Все материалы, которые удалось собрать у бабок Агап, использовались не только для песенного репертуара, но и для больших форм, таких как "Доля".".
А Мисевичу, видно, что-то мешает.
Но, может быть, я не прав. Учту Ваши замечания и постараюсь исправиться. Если что, обращайтесь и высказывайтесь мне лично.

Настя Якименко

Да, сорри, что-то я отвлеклась, не заметила или не обратила винмания на ссылки...Прошу прощения, никого не хотела обидеть, так высказалась ведомая пацифистскими настроениями :rolleyes: Только вот причет тут возраст? :confused:
  За поздравления спасибо :girl:

Олег Петухов

Я имел в виду не возраст, а время пребывания на форуме.
Всего Вам хорошего

Анатолий Вейценфельд

#20
В поездках по деревням участвовали Мулявин, Лученок и Кашепаров. Мисевич не ездил - он это лично подтвердил как раз в беседе с Олегом Авериным, я свидетель.

Вопрос о взаимодействии исходного фольклорного материала с результатом авторского творчества чрезвычайно сложен, по этой теме написано диссертаций столько,  что можно греться зимними вечерами :)

Помню, когда-то в Студии импровизационной музыки на лекции по истории джаза известный музыковед Алексей Баташев сказал:
"Все мы знаем высказывание Глинки о том, что "музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем".
Так вот - нет ничего циничнее и глупее этого высказывания!"
Учитывая, что шел 1980 год, мы немного были шокированы такой убойной критикой "великого классика".
Но если Глинке было простительно говорить такие глупости в середине 19 века, то нам сейчас - непростительно. Думаю, все эти пляски вокруг фольклора - следствие порочной марксистской охлократической идеи "народности искусства".
Требование "общенародной доступности искусства" в конечном итоге приводит к появлению Сердючек как высшей стадии "народности" и "доступности".

И применительно к "Песнярам" - они последовательно уходили в развитость и усложненность языка, и их высшие достижения как раз отнюдь не общедоступны.

А наши "городские фольклористы" типа Старостина или Андрея Котова...
Помню, как Котов еще будучи в ансамбле Покровского, заявил: "народная музыка -это есть единственно настоящая музыка. А все эти Моцарты, Бахи, Чайковские и пр. - они только извращали все. Не нужно все это!"
Я ему тогда сказал: "Андрей, немного перефразируя Грибоедова,"собрать бы ноты все да сжечь!?
Лизать лапти неграмотным бабкам - дело хозяйское, но возводить это в великий и всеобщий эстетический принцип?!
Избавь Бог!  :vomit:
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Вот оно, невежество образованщины :appl: