Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Акустические системы

Автор Андрей Р., 31 декабря 2013, 00:24:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Андрей Р.

 Надвигаются Новогодние праздники-каникулы и, чтобы не упиться за две недели, решил я заняться реставрацией своей старорежимной акустики, поменять радиоткань, поиграться с разными вч динамиками, фильтрами и т.п. Нашёл я нужное объявление, созвонился и поехал по адресу. Встречает меня у подъезда невысокий, кругленький мужичок, похожий на артиста Юрия Медведева. По разговору чувствую - уже принял, а в руках двух-литровая ёмкость с пивом. С виду - типичный синяк. Ладно, думаю, быстро выберу динамики и поеду. Пока поднимались к нему на этаж, слово за слово, чувствую - человек-то в теме, причём очень и очень. Заговорили об аппаратуре, о музыке. Вижу, стоит у него полусобранный однотактник на лампе 300В, колонки с 12" басовиками. Спрашиваю, закрытый корпус? Отвечает - был с "дыркрой", сделал закрытый, выкинул все набивки. Не люблю, говорит, когда аморфный бас по полу растекается, теперь - другое дело, бас играет. Сейчас подбираю индуктивность дросселя, для правильной связки с серединой. Беседа пошла о звуке (говорит, не переношу слово саунд), о звучании всей цепочки, всей системы. И тут я случайно упомянул про Песняров. Мой собеседник как-то неожиданно замолчал. С минуту смотрел перед собой отрешённым взглядом. Потом повернулся ко мне - а у тебя есть их концертные записи? Отвечаю - после них мало что осталось. Он снова помолчал и рассказал, что был на концерте Песняров в конце 79-го года и помнит их сказочный звук до сих пор. Это была программа, как он выразился, "Времена года". Я его поправил - может, "Календарно-обрядовая"? Хозяин динамиков чуть не подпрыгнул - ты тоже это видел?! И тут он напомнил мне давно забытое, волшебное ощущение - помнишь, когда играли зимние песни - в зале чувствовался мороз, когда пели весенние песни зал наполнился солнечным светом и голубым небом. Лето было тёплым и зелёным, а осень - красновато-жёлтой... Я, совершенно опешил - как не помнить, помню. Я чувствовал то же самое... Помнишь, говорит - рядом с клавишником стоял ящик, с "пропеллером" внутри? А какой звук был от этой вертушки, помнишь...  Незаметно пролетел час, я стал собираться. Провожая меня, он, весело улыбнулся - пойду, пропью выручку за динамики... Ушёл я в растрёпанных чувствах - очень тонкий (при том, что с виду - колобок) и знающий человек. Жаль, что спивается...

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Андрей Р. от 31 декабря 2013, 00:24:54рядом с клавишником стоял ящик, с "пропеллером" внутри?
Это называется "кабинет Лесли". Вращались там не динамики, конечно, а рупора, направленные вверх.

Цитата: Андрей Р. от 31 декабря 2013, 00:24:54был с "дыркрой", сделал закрытый, выкинул все набивки
при превращении кабинета с фазоинвертором ("дыркой", в вашей терминологии) в закрытый повышается резонансная частота, баса не будет. Закрытый ящик обязательно должен быть с заполнителем-поглотителем, иначе там внутри пойдут жуткие резонансы. Это азы.

Цитата: Андрей Р. от 31 декабря 2013, 00:24:54Беседа пошла о звуке (говорит, не переношу слово саунд), о звучании всей цепочки, всей системы
Качество звучания акустических систем и вообще аппаратуры никогда не называют словом "саунд". "Саундом" называют художественные особенности фонограмм, звукорежиссерские концепции, сонористические решения в фильмах, спектаклях и т.п. Так что это разные вещи. Точнее - разные слова о разных понятиях.
Если б судьбу знали заранее...

Андрей Р.

Анатолий, я понимаю, что избыток ума не даёт покоя и лезет отовсюду через край.
Для начала, самый умный вы наш, посмотрите двумя страницами ранее, ответ №113, где есть и фото, и название этого ящика с пропеллером - Dynacord DС 300 E.
Затем, разберите, хотя бы одну колонку высшего класса Симфония-2, -003, или Эстония-стерео, и найдите в этих колонках закрытого типа, в басовой секции, хоть какой-нибудь клочок "заполнителя-поглотителя". Долго будете искать, да без толку - его там НЕТ! Резонаторы Гельмгольца есть, грамотно сконструированный корпус, с несимметричным расположением динамиков, есть, а наполнителя нет - он там попросту НЕ НУЖЕН... Умники, вроде вас, знающие "азы", пытались их "улучшить" (в паспорте ведь написано - рабочий диапазон от 40 Гц, мы же, умники, сделаем от 30, и ниже). Пихали в них, и шерсть, и вату-стекловату, и прочие поролоны-синтепоны, всех размеров и фасонов - в ромбики-квадратики-кружочки. Не получается - дырок под фазоинверторы насверлим. Уроним динамик до 20 Гц. Результат всегда один - не звучит. Подземный гул на частоте 18 Гц есть, а играющего баса нет.
Внутренний объём колонок, о которых шла речь, примерно 90 литров. Для 12" басовика с большой добротностью, вполне достаточно, чтобы получить живой, упругий бас. Нужно конструктивно доработать корпус, правильно расположить динамики, подобрать дроссели, а не пихать внутрь всякую всячину. И это я вам скажу - далеко не азы. Это - врождённое чувство звука и мастерство, наработанное годами, кропотливым и вдумчивым трудом.
Слово саунд, сейчас лепят где попало, надо и не надо. Звукорежиссёр стал саундпродюсером, звуковая дорожка - саундтреком и т.д. Всю жизнь был звук, звучание оркестра, группы, ансамбля. Создается впечатление, что изъясняться на родном языке, многие люди попросту не хотят и, вследствие этого, не умеют.

Иван Капсамун

Цитата: Андрей Р. от 02 января 2014, 23:15:41Анатолий, я понимаю, что избыток ума не даёт покоя и лезет отовсюду через край.


:super:

Анатолий Вейценфельд


Цитата: Андрей Р. от 02 января 2014, 23:15:41разберите, хотя бы одну колонку высшего класса Симфония-2, -003, или Эстония-стерео


Читая вас, вспомнил довоенную частушку:
"Чан Кай Ши большой чудак, радиолюбитель,
Ночью прячет под кровать громкоговоритель"  :lol:


Что вы мне предлагаете всякий хлам "высшего класса" 40-летней давности курочить? Я был на фабриках ADAM, Focal, HK Audio, Martin Audio, Dynacord и PMC, видел полный цикл производства. Знаю, что сейчас делают и как. 2 раза в год публикую отчеты с конгрессов AES, знаю, над чем вот сейчас работают на передовом крае акустической науки.
А насчет старья - недавно делал интервью с главой РМС Питером Томасом (а это одни из лучших в мире мониторов), и он признал, что самые лучшие колонки 70-х годов сейчас слушать невозможно. Это, замечу, ИХ лучшие, а не какие-то "симфонии-эстонии". Просто сами динамики тогдашние по материалам были низкого качества. Магниты в лучшем случае алнико, диффузоры картонные, провод круглый. ВЧ-головки вообще кошмарные по искажениям и нелинейности АЧХ. Что вы тут про дроссели с объемами рассуждаете, вы о термокомпрессии хотя бы понятие имеете? О ферроликвидном охлаждении? О процессорах-контроллерах АС и динамической коррекции режима работы?
Что до конструкций кабинетов, то лучше фазоинверсных схем ничего не придумано, а лучше еще и с пассивными излучателями. 12" для дома многовато, это уже работа в дальнем поле, а вблизи не звучит, да еще и усилитель для такого здорового дурака нужен с огромным демпинг-фактором. Недаром - обратите внимание - у бас-гитаристов на сцене обычно стоит басовый кабинет с 4-6-8 10" динамиками (т.н. "четверка резвых", придумал схему Хартке), а от кабинетов с огромным 18" дураком давно отказались. Басовики с большим диффузором используются только в субвуферах линейных массивов, когда надо плевать звук на десятки метров.
Я каждый год на "Российском хай-энде" встречаю странную публику (вроде вашего пьющего толстячка), несущую всякую аудиофильско-эзотерическую чушь и поклоняющуюся почившему городскому сумасшедшему города Питера с инициалами АМЛ. Люди вообще вне реальной науки и производства, их представления остановились в 1970-х на книжечках из серии "Массовая библиотека радиолюбителя". Один говорит - не нужна обратная связь в усилителе. Другой - нужна постоянная составляющая на выходе. Третий - не нужно усиление по напряжению. Четвертый... Эх...  :crazy:


Цитата: Андрей Р. от 02 января 2014, 23:15:41название этого ящика с пропеллером - Dynacord DС 300 E
Я написал "кабинет Лесли". Это тип конструкции, а не название модели или фирмы. А кто выпускал, какая разница, их многие делали, благо Лесли оформил патент, который после его смерти купил-таки Хаммонд  :)


Насчет "не нужен наполнитель" - расскажите профессионалам!  :lol: 
Вот вам вскрытие РМС  :p:

Если б судьбу знали заранее...

Анатолий Вейценфельд

Олег, эти посты тоже надо перенести в тему "аппаратуры".
Если б судьбу знали заранее...

Андрей Р.

 Прежде всего, я доверяю своим ушам, а не вашим отчётам. Современного, высокотехнологичного hi-end хлама, я наслушался с избытком. Почему-то, супер-пупер технологии убили естественное звучание инструментов, а картонные динамики полувековой давности (конечно же, далеко не все), прекрасно играют. Не надо быть доверчивым и наивным. Ваш глава РМС "дядюшка Питер Томас" имеет одну цель - втюхать вам свою нынешнюю продукцию. Поэтому он никак не может слушать акустику 70-х - ушки от неё болят. Вообще, производители аппаратуры, давно приучают нас воспринимать музыку визуально - цифрами из рекламных проспектов - прежде всего количеством Ватт. Люди, очнитесь, дома больше 1 ватта слушать - это конфликт со здравым смыслом!
   Что касается оформления кабинетов "ящик с дыркой", то основной посыл этой затеи - уменьшить объём этого самого кабинета-ящика, а не улучшение звука. Настроить и согласовать фазоинвертор с динамиком - задача исключительно трудная, её решают единицы. Смена направлений в производстве происходила на моих глазах - вместо улучшения качества продукта, основная задача - снижать издержки производства. Дело не в плохих-хороших технологиях, а для чего это сделано. На последней выставке Hi-End-2013, слушать было нечего. Особенно "порадовала" компания AfM. Слушая их акустическую "мебель", я недоумевал от дикого несоответствия цены - 2,4 млн. р., и  жуткого количества торчащих звуковых пальцев (резонансов). Таинственно улыбаясь, менеджеры "объяснили" - сами понимаете, это помещение такое...
Из современного хай-энда, за последние несколько лет, я бы выделил рупорную акустику фирмы Odeon и колонки Jamo R909 (ценник тоже не детский).
  "Питерский сумасшедший АМЛ" - вот что он оставил после себя, при этом не благодаря, а вопреки обстоятельствам:  http://xn--80aeikdgcdfh5d7d.xn--p1ai/index/quot_brig_001_quot_istorija/0-64   Стыдно, г-н Вейценфельд, стыдно! Откуда такое патологическое желание всех опустить? Вообразили себя главным по музыке и вокруг неё? Это не смешно - это диагноз. 
   

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Андрей Р. от 03 января 2014, 19:11:36Прежде всего, я доверяю своим ушам

А вы их тестировали когда-нибудь? Я вот раз в год - да, пока что все в порядке, Golden Ears прохожу, Neumann Test - тоже.
Ваши оды картонным диффузорам вызывают сомнения, что вы там что-то слышите реально, может просто привычка к этому звуку образовалась? Так это вкусовщина.
Мантры про "современные разработки звучат хуже" регулярно звучат на аудиоклинических форумах и тоже вызывают сомнения в компетентности и по крайней мере в актуальности знаний. Так же как и рассуждения про "втюхать вам свою нынешнюю продукцию". Это все бессодержательное балабольство людей, далеких от реальных исследований и разработок.
А уж ваш "гуру" АМЛ - человек, которого выгнали с работы из всех 15 питерских учреждений, имевших отношения к аудиотехнике, и на все он написал доносы в горком КПСС. Его родная тетя (психиатр по специальности) прямо так и говорила нашей общей знакомой: "не обращайте на него внимания, у него же справка есть".
А какую он нес ахинею про цифровую звукотехнику, мало чего понимая в этой области! Народ валялся просто! Помню, лет 10 назад на какой-то питерской выставке он явился ко мне себя в авторы предлагать, я не знал, как избавиться от незваного гостя. Слава Богу, оказалось, у нас для него слишком маленькие гонорары... Какое облегчение!   :D
Усилок "Бриг" был неплох для своего времени по советским меркам (хотя люди при деньгах покупать старались немецкий аппарат). Но усилок - не повод назначать себя Гуру, а уж когда он еще и насчет звукозаписи начал рассуждать, тут вообще святых выноси...

И насчет рупорной акустики. Единственное преимущество рупора - далеко плюет звук.  Это да! Все остальное - только минусы. Искажение тембра, АЧХ, ФЧХ, генерация НИ и ИМИ и т.п. Возьмите газету, сверните в рупор и поговорите в нее. Ну как вам тембр? Нравится? Естественный?  :D
Поэтому рупорные системы и использовались раньше на стадионных концертах, но теперь от них отказались с появлением линейных массивов прямого излучения и мощных усилителей ключевого режима. Для речевого усиления открытых пространств рупора (колокольчики-"матюгальники") используются и будут использоваться, ибо, как сказано, звук плюют далеко, а разборчивость речи достаточна.
Но зачем дома-то нужен рупор?! На расстоянии 2-34 метра?! То вы предлагаете усилители не больше 1 Вт, то рупорную акустику, чтобы компенсировать маломощность усилителя. Но чем? Искажениями рупора?  :lol:
Если б судьбу знали заранее...

Киже

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 03 января 2014, 20:20:53
А вы их тестировали когда-нибудь? Я вот раз в год - да, пока что все в порядке, Golden Ears прохожу, Neumann Test - тоже.
Ссылкой поделитесь, пожалуйста. Я пробовал гуглить, но по этим ключам, но нашел только про методы испытания звуковоспроизводящей аппаратуры, а вы, насколько я понял, ссылаетесь на тестирование персон на предмет слуховой чувствительности.

Виктор2

ребята- всё очень спорно- но  скажу- в сравнении с ретро Бригом  и Корветом-Анатолий- Увы-мрут и Ямахи и Роланды.у меня есть и Пирлес- колонки времен 70-х. так звук ни в сравнении с современным. по поводу Веги-. есть 002 вега. обещал товарищу отдать( у Андрея Давидяна гитаристом работает)-тот приехал и просто очумел- приемник 76г.в. не включался НИ РАЗУ,,,)если хотите- пришлю- пообщаетесь и увидите- что это не трёп.Вы ж знаете как ценятся кабинеты 90-96 годов.кстати- может кто то избавиться от регента 15, 30? с удовольствием приобрету :idea:

Виктор2

#10
по поводу систем на сцене- помните ж-низа ставили рупора в обрат, низкую середину и середину - прямые и высокачастотники - пеъезокерамику.у нас клеили колонки из чертежных досок- получали легкие и прочные.наверное году в 75 стали ставить активные "кросоверы"- по моему так называли.Игорь Романов с землян привез впервые эффект Золотое Горло- так назвал- с микрофоном- шланг, из коробочки с динамиком и рот резонировал звук. помните?. какие ж были мы....... :D все готовы были куда угодно засунуть.......
если не ошибаюсь..... (ПОВТОРЮСЬ) Щелокова тогда не взяли  в -поездку  в Америку  -77г.(он как раз пришел в коллектив) и оставили администратором и привезли Джаз сикстет Йохен Брауер- у них была система блекфилд с голосовым анализатором. Анатолий как лис ходил вокруг и выведовал- но как они работали.......колонки стояли на стойках с электроприводами- устанавливали направление с пульта и т.д. просто был космос.....я  не думаю. что он чего то потерял....

Андрей Р.

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 03 января 2014, 20:20:53
А вы их тестировали когда-нибудь? Я вот раз в год - да, пока что все в порядке, Golden Ears прохожу, Neumann Test - тоже.
Поскольку имею высшее муз. обр., то своими не тестированными ушами, я всё-таки что-то слышу, и с малолетства знаю, какой инструмент, как звучит. Анатолий, ваш пример со свёрнутой газетой, годится разве, что для дешёвой репризы - рупоры Одеон, результат многолетних исследований основателя этой фирмы, Акселя Герсдорфа. Форма поверхности раструба - главный предмет изучения и секрет фирмы. Увидев на выставке систему Одеон, в таком нетрадиционном дизайне, я скептически усмехнулся - неужели это страшилище может играть? (я тоже читал умные книжки про АЧХ, ФЧХ, нелинейные искажения, и т.д.)  Но услышав систему в небольшом помещении, был поражён и удивлён - как шикарно это чудище "плюётся" звуком! Факт, есть факт - все инструменты звучали! Я почти влюбился в эту акустику, но ценник этой любви 1,6 млн. р. меня быстро отрезвил и спустил с небес на землю. Такое же изумительное звучание показали колонки Jamo R909. Их акустическое оформление тоже не вписывается в традиционные представления. Правда, там ценник для любви оказался более щадящий - порядка 600 т. р.

Мне совершенно без разницы, откуда увольняли АМЛ (или сам уходил), какие гонорары он требовал, назначал себя гуру, или нет - это его личное дело. Я знаю одно - он СОЗДАЛ культовый усилитель "всея страны" Бриг-001. Остальное - вторично.

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Киже от 03 января 2014, 21:39:53Ссылкой поделитесь, пожалуйста
Не может быть, чтобы Golden Ears Дэвида Молтона не находил поисковик!  Вот я в течение нескольких секунд сразу нашел http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=606459
Правда, это коммерческий продукт, комплект дисков стоил несколько сотен долл., а Ноймановский тест, наоборот, дарился на дисках. Один знакомый акустик пытался сделать отечеств. аналог теста для тренировки слуха, принес мне первый вариант, думали издавать, но он там так намудрил по интерфейсу, алгоритмам и самому методу тестирования, что черт ногу сломит. Я ему сказал, чтобы упростил, потому что народ плюнет на 3-4 упражнении, да так и остановилось дело. Тем  более коммерческого смысла в издании дисков уже тогда было мало, а теперь никакого нет. А жаль, интересные там были задумки... Очень многие были бы неприятно удивлены  :lol:

Цитата: Виктор2 от 03 января 2014, 23:06:26в сравнении с ретро Бригом  и Корветом-Анатолий- Увы-мрут и Ямахи и Роланды
Не встречал бытовых усилителей Roland, так что не понимаю о чем речь. Комбики - да, у меня был даже Roland Jazz Chorus 160, Cube еще был. Но причем тут Бриги? и Бриг был хорош 40 лет назад, а сейчас по искажениям и шумам он близко не подходит к современной технике.
У меня есть возможность лабораторных измерений аппаратуры, причем не по стандартным  паспортным параметрам, а по самым хитрым и коварным. И там вылезают иной раз такие проценты, что производители скандалы устраивали. Возможно, если бы эта схемотехника собиралась на элементной базе высшего класса, звучали бы и наши усилители хорошо, но как уж было, так уж было...
Рупор, как его ни усовершенствуй, остается рупором. Tannoy тоже в свое время преподнес как сенсацию полурупор для твитеров, прозванный в народе "сиськи". Да, угол раскрыва погоризонтали увеличили, а тембр-то на кривой козе не объедешь... И нет никакого смысла в рупоре на близком расстоянии, он никак не улучшает звук по сравнению с прямым излучением, ибо есть лишний элемент в тракте звукопередачи.
Хотя допускаю, что эти исследователи могли чего-то навертеть для "красивости" звучания, вам в хай-энде ведь красивый звук нужен?
А нам в студии звукозаписи нужна точность передачи сигнала, чтобы что в IN вошло, то и в OUT вышло, и тут рупор дает искажения. Возможно, приятные для слуха. Но неприемлемые для контроля качества на продакшене.
Если б судьбу знали заранее...

Киже

Спасибо! Если б сказали, что Молтон, то я б сам нашел.

Киже

А ноймановский конкурс только для старых маков :(