Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Капелла им. Г.Р. Ширмы.

Автор net, 26 июня 2009, 13:22:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

net

Эту статью, собраную лично по раным источникам, я решила разместить здесь по нескольком причинам:
1. Песняры продолжатели того, что когда-то начал Григорий Романович Ширма - его капелла и собраные обработки бел. нар. песен, его общественная деятельность - начало бел. культуры. Этот человек создал основу и сделал на мой взгляд наибольший вклад в её существование.
2. Я являюсь ученицей по классу дирижирования А.Ф. Шунтова - любимого ученика Ширмы, руководителя его капеллы, и мне обидно - когда ищешь информацию о коллективе, кроме сухой выжимке в словаре с перечислением фамилий руководителей больше ничего нет. А сколько вложено даже в эту сухую выжимку никто никогда не задумается.
3. капелла Цитовича, хор Белтелерадио, праздник Песни, шклоа бел. нар. композиторства и аранжировки, анталогии бел. фольклора - это то, что оставил после себя Г.Р. за время работы с капеллой.

Григорий Романович Ширма родился и работал до создания капеллы на территории З. Беларуси, оккупированной поляками. Юноша уже в 17 лет начал сбор бел. фольклора и эту традицию продолжал всю свою жизнь. Тогда, это было просто не безопасно для жизни, после он создаёт школу аранжировки бел. нар. песни. С 1922 ведёт активную общественную деятельность: читает лекции, пишет статьи, издаёт сборники произведений белорусских поэтов (таких, как Максим Танк), становится одним из
организаторов Товарищества белорусской школы.
После соединения с БССР начинается новая страница его творчества. Правительство БССР поручило Григорию Ширме организовать первый в Западной Белоруссии профессиональный музыкальный  коллектив.
- Капелла появилась в Гродно, как любительский коллектив, - вспоминает её руководитель с 1982года – Анатолий Феликсович Шунтов.- Изначально это был ансамбль песни и танца, однако позднее, с приходом Цитовича, часть коллектива отделилась в специальный ансамбль, исполнявший народные песни и танцы.
    Надо заметить, что у Цитовича не было музыкального образования, а только классы Церковно-приходской школы. Однако эту, теперь уже самостоятельную часть коллектива Григория Романовича, мы знаем до сегодняшнего дня, только уже как Национальный академический народный хор РБ им. Г.И.Цитовича, Руководителем которого является сегодня М.П.Дриневский.
  Другая часть коллектива перешла под управление Григорию Ширме.
    - Уже тогда хор имел свою "изюминку". Дело в том, что Ширма играл на скрипке и его слух был приучен к натуральному строю. Этот свой навык он и передал хору, что позволяло сделать исполнение более тонким и
душевным. Хор выделялся из всех коллективов своей "кристальной"  чистотой.
В 1952году хор переводят в Минск. У коллектива появился заместитель главного дирижёра - В.В.Ровда.
К тому времени он получил два образования – медицинское (хирург) и музыкальное (дирижёр). После – учился в аспирантуре у Свешникова, где его и заметил Григорий Романович.
- Эти времена были расцветом капеллы: работа была необычайно интересна и разнопланова. Григорий Романович  был классик-миниатюрист, Виктор Владимирович – техник-новатор крупных форм. Капелла под руководством двух самобытных художников заиграла всеми гранями блистательного мастерства. Хор принимал заказы на исполнение произведений от всех  композиторов СССР, среди которых были Шебалин,  Флярковский,
а  также множество белорусских композиторов.
     Хор делает множество записей на пластинки. Репертуар коллектива складывают произведения белорусских композиторов, обработки белорусских народных песен, так же  произведения Р.Вагнера, М.Аладова, И.Лученка, С.Танеева и другие произведения классики и современности.
   С уходом Ширмы в союз композиторов, а Ровды в хор Белтелерадио, в работе коллектива наступили сложные времена.
    В 1970-1982годах должность главного дирижёра занимает В.Рогович.
    В 1982году в капеллу приходит новый дирижёр – А.Ф.Шунтов.
- Когда я пришёл в коллектив, он существовал в ужасных условиях: репетиции проходили в сырых и грязных подвалах с плохим освещением. Работать в такой обстановке было тяжело.
Приложив не мало усилий, Анатолий Феликсович добился перевода капеллы в зал филармонии (теперь это зал имени Ширмы). Перед приходом в капеллу  Шунтов руководил хором Молодеченского училища.
- Мои девчата были постоянными лауреатами государственных конкурсов. Каждый год в консерваторию поступало 8-10 человек. Выразительные возможности хора были огромными: один общехоровой диапазон составлял от ре малой октавы до ре-диез третьей октавы.
   И работа закипела вновь. Хор давал по 100-160 концертов в год. В репертуаре появились произведения молодых композиторов, духовные произведения, несмотря на запреты власти.
- Это потом капелла Чернушенко прорвала "заслон" на духовную тематику, а тогда – важно было отстоять права истоков хорового пения, а именно – церкви. Пели на латыни или как вокализы – без слов. С молодыми композиторами тоже трудности были. Ведь так важно, чтоб композитор знал хор, если он пишет для него. Так, бывало, приносят произведения с неоправданными скачками, тяжёлыми гармоническими оборотами, а вокалист – он же голосом чувствует! Ему нужно выразить себя и композитора в пении, в разливе диапазона, в свободе пассажей. И воспринимает вокалист произведение по-своему вдохновенно, даже по-юношески.  Правда,(смеётся) и капризничают они по-юношески: очень не любят в унисон петь, слушать ансамбль. Чтобы работать сними, нужно чтоб у самого в душе всё время 17 лет было, нужно всё время искать, быть новатором. Я когда дирижировал, то у меня никогда не было одинакового исполнения, каждый раз выделял в произведении что-то новое: штрих, слово, динамику, агогику. Сначала мои
вокалисты жаловались, что, мол, "с вами невозможно петь!",а потом даже подшучивать стали « что-то Вы, Анатолий Феликсович, сегодня не оригинально провели».
А как же без приёмов?
Вот однажды концерт у нас был в селе, а там люди поздно с работы приходят, поэтому начался концерт в одиннадцать. К тому времени певцы уже подустали, стоят на сцене, поют хорошо, но «без огонька». Я уже и так и эдак, а ничего не выходит. И тут в произведении фраза « повесился на воротах», а песня быстрая, шуточная. Ну, я и сделал характерный жест, как бы петлю вокруг шеи намотал – оживились сразу же, ну и пошёл концерт.
  И ещё много интересных концертов было. Обо всех, пожалуй, не расскажешь. Капелла объездила тогда почти весь Советский союз, были и заграничные поездки, концерты на северном полюсе, в Сибири, в тюрьмах и больницах.
   В разные времена с капеллой работали такие мастера, как А.Кагадеев, К.Поплавский, Я.Громыко, Л.Фёдоров и другие.
В 1987году капеллу возглавила Людмила Борисовна Ефимова. Она является руководителем капеллы до сих пор. Я ездила в капеллу, общалась, слушала, узнавала чем капелла дышит сегодня. У них большие планы - работа с опреными театрами, симфонические проекты, заграничные поездки, для капеллы пишет итальянский композитор Шавьер Беннерелл (он когда-то услышал капеллу и с тех пор пишет исключительно для неё), капелла успела поставить Ивана Грозного со Смоктуновским (правда уже относительно давно), Рахманиновские Колокола с Проваторовым и много-много проектов. О капелле говорят заграницей. Но самое главное то, что они до сих пор поддерживают традицию, заведённую Г.Р. - исполнение обработок бел. нар. песен.
все в сад!

modest


   
    Существенное дополнение:  Рыгор Ширма пытался запретить "Песняров"...
"Может в 3001-ом году наши песни ещё услышат..."

net

откуда у вас эта информация? никогда не слышала ни от Шунтова ни от покойного Ровды ничего подобного, я знаю капелла Ширмы ныне поёт попурри из песняровких хитов... лично присутствовала на этой репетиции.
все в сад!

padbiarez

Гэта цяпер капэля, магчыма, нешта выконвае з рэпэртуару "Песьняроў". А тое, што ў свой час спадар Шырма катэгарычна не прымаў песьняроўскія апрацоўкі фальклёру, -- факт вядомы

net

значит решили реабилитироваться, изменили политический курс)))
все в сад!