Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

Крылов и 77 год

Автор DNP, 11 мая 2004, 19:03:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DNP

Re: Суд над сайтом pesniary.com
Author: Олег Петухов
Date:   11-05-04 10:41

«Матчасть» - по-нашему ФОНДЫ – основа музейного дела. У меня, кстати, должность такая – хранитель фондов.
Вот, например, грозная статья Лученка 21-летней давности, одно название чего стоит: «Песня – наше оружие». Процитирую как-нибудь.
Кстати, приведенная цитата из «Клуба» 1977 года – из статьи, подытоживающей тесное общение журналиста С. Крылова с «Песнярами», в частности, в период съёмок фильма «Диск» (сценарий С. Крылова) и (одновременно это делалось) записи третьего «гиганта». Крылов же - автор слов песенки про будочника и волшебную дудочку (лейтмотив «Диска»).
А то получается: статью все читали, фильм (в т.ч. с Исуповой, звукорежиссёром Бабушкиным, фотохудожником Манешиным в кадре...) все видели, а когда диск записан - ...??? :) Фильм вышел на экраны кинотеатров в конце 1977 г. (я его смотрел в январе 1978). Тогда же началась ротация по Всесоюзному радио записанных Бабушкиным «Беловежской пущи», «Поцелуя» и «Мы песни поём». Между прочим, грамотная была бы промо-акция, если бы... диск не подзадержался месяцев на несколько.

Старые страницы много чего скажут – если заниматься изучением ТВОРЧЕСТВА. Матчасть ещё послужит. В том числе, надеюсь, и этому виртуальному музею.

----------------
 
Даже в голову не приходило, что автор статьи в Клубе - это автор слов. Замечу, не только Будочника, но и "Куда/когда улетают птицы/листья" (солист Мисевич).
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

DNP

http://pesniary.com/conf.php  
---------------------
01.04.2004 07:46, Владимир Прилепский
вопрос Владимиру Ткаченко:

Пожалуйста, несколько слов про историю создания и записи композиции «Па воду ішла» (одна из моих любимых песняровских записей)

Владимир Ткаченко:
Это была моя самая первая работа в «Песнярах», записана была на студии «Мосфильм». мелодия - точно народная, я только подставил гармонию.
------------------------
Там же Ткаченко ответил, что пришел 3 января 78 года. Т.о.  «Па воду ішла» могла быть записана уже только в 78 году (а не в 77).
С другой стороны - на МОСФИЛЬМЕ. "Диск" где снимали?
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Олег Петухов

Совсем недавно по ханты-мансийскому телеканалу "Югра" (его у нас по кабельному транслируют) раз, наверное, в двадцатый, в программе "Аллея звёзд" Ивана Цыбина (раньше он делал "Ретро-шлягер" на РТР и ТВ-6) показали беседы с "Песнярами", датированные 1998 г. Как понимаю, незадолго до раскола. Говорят Мулявин, Дайнеко, живой тогда ещё Яшкин.
Дайнеко говорит, во-первых, что "Песняры" - это, прежде всего - Мулявин, во-вторых - что он пришёл в ансамбль вместе с Ткаченко.
На сайте БП в биографии Валерия указано, что он в "Песнярах" с 1977 г.
Я думаю, что Владимир Ткаченко или немножко ошибся, или, что скорее, он работал над «Па воду ішла», будучи ещё стажёром. Как бы не совсем в штате ансамбля. А уж с января - приступил по полной, как новая штатная единица.
"Диск" снимался на "Мосфильме", режиссёр А. Стефанович, тогда ещё супруг Пугачёвой. Там много интересных моментов.
Исупова с Борткевичем, поющие "Явор и калина" (на диске у Людмилы всего одна сольная реплика в "Поцелуе", но много пения в хоре, по-моему, это слышно)...
Шмелькин отстукивает "...гду-гду-гду" на бубне...
Фотосъёмка той самой мизансцены, в которой потом вместо Исуповой появится гигантская буква "С"...
Виктор Бабушкин командует записью...
Это не документальная хроника работы над альбомом, съёмки явно постановочные, под фонограмму. Кашепаров и Борткевич довольно смешно актёрствуют перед микрофонами. Дайнеку не показывают, но за кадром - его "Беловежская пуща" и "Мы песни поём".
Фонограммы делались как для фильма, так и для пластинки. Больше работ с Бабушкиным у "Песняров", мне кажется, не было. Саунд совершенно особенный, монументальный такой. Во всех сборниках эти записи - как из другой оперы. Из невошедших в пластинку, кроме "Будочника" и "Мы песни поём", в картине частично звучит очень хорошее, более оживлённое исполнение "Александрины": и Борткевич как соловка, и гитара Мулявина рассыпается звонами...
Про 1977 год могу также вспомнить, что в декабре, в предновогодних выпусках своей программы "Мир увлечений" (радиостанция "Юность") Татьяна Бодрова (сейчас иногда выходит в телеэфир ТВЦ с передачей "Большая музыка") очень активно пропагандировала эти новые записи "Песняров". И с Мулявиным беседовала. И про фильм рассказывала...

Попутно отпадает версия о том, что пластинка "Песняры"-4 (народные песни) писалась раньше "бабушкинской". Если бы раньше 1977 г. - то, наверное, без Дайнеки, Ткаченко, Айвазова, Шмелькина... (трубача забыл) ???
 А там три скрипки, вся духовая группа, цимбалы... - полное штатное расписание "гусляровского" призыва. Новая гитара с новыми примочками (и новым гитаристом), более активный синтезатор ("минимуг" одноголосный, как понимаю, в руках Вл. Николаева). И звукорежиссёр Р. Рагимов, с которым "Песняры" делали подряд два диска - "народный" и "Гусляр", весьма близкие по саунду. О работе Рагимова с "Песнярами" очень хорошо рассказывалось в журнале Анатолия Вейценфельда. Это 1978 и 1979 годы записи, 1979 и 1980 годы выпуска соответственно.
Учтите ещё: чтобы попасть в план "Мелодии", надо было минимум за год дать заявку и встать в очередь (знаю не понаслышке). Хозяство было плановое, нерасторопное. За год - заявка, год - производство диска. Вот "Гусляр" и вышел в 1980-м. А "народные" - с олимпийской символикой - в 1979-м.
Да, что касается отсутствия Исуповой на 4-м диске (действительно, Людмилы там и в хоре не слышно, или я ошибаюсь?), и её присутствия на 5-м ("Гусляре"), так в её интервью ясно сказано, что она сотрудничала с ансамблем с 1976 по 1979 гг.

DNP

1. http://pesniary.com/photos/24.php
Какой год?

Про время прихода Дайнеко (77) всё понятно, ему предшествовал уход Денисова (76). А вот насколько "одновременно" пришли Дайнеко и Ткаченко? Ткаченко-то пришел "тихо" (для меня), он же в отличии от Дайнеко Пущу вместо Денисова петь не стал...
2. Что "Перепелочка" была издана и поступила в продажу позже "Вологды" для меня на 99% несомненно. (А как записывалось - дело пока более темное.)
3. Про новую собственную гитару Ткаченко в "Перепелочке" с новыми примочками практически не верю. Ответ Ткаченко я понял так, что и на концертах, и на записи диска "Гусляр" на электрогитаре играл Ткаченко, и это была старая Мулявинская гитара (про концерты с "Гусляром" я помню и уверен). Своя новая гитара появилась у Ткаченко не позже сентября 79 года (это я тоже помню). Как раз вроде всё сходится. Так что при записи "Перепелочки" у Ткаченко еще не было своей новой гитары. Но это уточнение не влияет на суть. А может и влияет :)
4. Присутствие Дайнеко и отсутствие Денисова даже более показательны, чем присутствие Шмелькина, Айвазова и Михновича (они раньше Дайнеко - под Долю появились, с Исуповой).
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Олег Петухов

Да, да, что гитара та же, мулявинская, я вспомнил, как только отправил сообщение. Приятно иметь дело с серьзным собеседником! Но гитарные эффекты на "Переплочке" и "Гусляре" новые и идентичные. И присутствие нового гитариста (как и третьего скрипача) Ткаченко на этих дисках, мне кажется, очевидно.

Но участвовал ли Вл. Ткаченко в записи предыдущего (по времени выпуска - это уж точно  ПРЕДЫДУЩЕГО, на 100 %, достаточно сравнить матричные номера) - третьего диска ("Вологды", или, я бы сказал, "Явора и калины")? По-моему, его там не слышно. Может быть, только как раз в «Па воду ішла»? Кстати, ни в фильме, ни на обложечном фото Владимир не зафиксирован.

Наверное, Владимир с Валерием одновременно проходили "инкубационный" период как новобранцы, но Ткаченко полностью влился в ансамбль чуть позже. Уже ПОСЛЕ записи третьего, "мосфильмовского" диска. Тогда-то (конец 1977 - начало 1978 г.) и сложился окончательно этот мощнейший симфо-фолк-рок-оркестр с хором и солистами, исполнивший на сцене и записавший в студии "Гусляра". И записавший диск народных песен ("Перепелочку").

Поскольку "Песнь о доле" прокатывалась с 1976 аж по 1979 (интервью Л. Исуповой), то и весь этот супер-состав мог быть причастен к ее исполнению. Но НЕ в премьерный сезон 1976 года. У меня есть фото, где весь премьерный состав "Доли" в костюмах из спектакля восседает-возлежит на подиуме то ли перед представлением, то ли после него. Смотрю на фото и перечисляю, слева направо: Александр Демешко, Анатолий Гилевич, Леонид Борткевич, Юрий Денисов, Чеслав Поплавский, Людмила Исупова, Анатолий Кашепаров, Валерий Яшкин, Леонид Тышко, Владимир Мулявин, Владимир Николаев, Владислав Мисевич. Всё.
Еще из "матчасти". Богатый фотоматериал по "Доле" был напечатан в журнале "Смена" № 24, декабрь 1976 г. Отличные фото Сергея Петрухина: сцены из спектакля, фрагменты концерта и групповой снимок у стогов в поле (тот самый, который попал на обложку "Перепелочки", но там Денисов отрезан, а в журнале - нет). На этих снимках тоже присутствуют только вышеназванные люди.

Да, между третьей и четвертой ("Криком птицы" и "Речанькой" :)) большими пластинками "Песняров" вышел "полу-альбом" - диск Лученка, где вся первая сторона - "Песняры" ("Мой родны кут", "Баллада о матери", "Вероника" и "Добрый вечер, девчоночка"). Записи, очевидно, не разного времени, а сделаны за одну сессию, скорее всего - в начале 1978 года. Всем большим составом. По саунду похоже на последующие работы со звукорежиссером Р. Рагимовым (народные и "Гусляр").

Но не утомил ли я вас?

Анатолий Вейценфельд

Насчет Бабушкина я уже раз четвертый пишу тут, просто дежа вю :-))
Итак - Виктор Борисович работал на "Мосфильме", запись пластинки была  "пробита" А.Н Пахмутовой - ее там вся вторая сторона. У меня есть эта пластинка - вторая сторона на ней не играна ни разу...
Ну, а Мулявину были отданы 20 минут первой стороны - чего хочешь, то и ставь. Забавно читать в форумах рассуждения о том, что "Крик птицы" был записан без концертного гитарного вступления. Люди просто рассуждают вне реальности...
К сожалению, побеседовать с Виктором Борисовичем о подробностях записи именно "Песняров" не довелось... Говорили все больше о делах текущих, о наших студентах и учебных программах...

О. Петухов отметил  особый "звонкий" саунд Бабушкина. Это связано с тем, что кинотехнология подрузумевает многократную перезапись.
Вот что сказал об этом в воспоминаниях о В.Б.Бабушкине у нас в журнале композитор Алексей Рыбников:
"Бабушкин доверял только своим ушам. Конечно, на показания приборов он тоже смотрел, но слух был его главным инструментом. Он знал весь технологический процесс и учитывал возможные последующие искажения и брак в фонограмме. Например, записывал с большим запасом высоких, потому что потом, при перезаписи и копировании, они "съедались". Его фонограммы, проходя потом через множество рук, все равно звучали хорошо, фирменно.
Эти фонограммы обладали "железобетонной" прочностью, особенно важной в "аналоговую" эпоху. А что значит - сделать "железобетонную" фонограмму, которая потом ничего не теряет? Это значит все просчитать, вычислить. Тогда ведь не было таких точных приборов, все делалось ушами и руками, но то, что фонограмму записывал Бабушкин, можно было услышать, даже не заглядывая в титры".
Если б судьбу знали заранее...

Анатолий Вейценфельд

Насчет Бабушкина я уже раз четвертый пишу тут, просто дежа вю :-))
Итак - Виктор Борисович работал на "Мосфильме", запись пластинки была  "пробита" А.Н Пахмутовой - ее там вся вторая сторона. У меня есть эта пластинка - вторая сторона на ней не играна ни разу...
Ну, а Мулявину были отданы 20 минут первой стороны - чего хочешь, то и ставь. Забавно читать в форумах рассуждения о том, что "Крик птицы" был записан без концертного гитарного вступления. Люди просто рассуждают вне реальности...
К сожалению, побеседовать с Виктором Борисовичем о подробностях записи именно "Песняров" не довелось... Говорили все больше о делах текущих, о наших студентах и учебных программах...

О. Петухов отметил  особый "звонкий" саунд Бабушкина. Это связано с тем, что кинотехнология подрузумевает многократную перезапись.
Вот что сказал об этом в воспоминаниях о В.Б.Бабушкине у нас в журнале композитор Алексей Рыбников:
"Бабушкин доверял только своим ушам. Конечно, на показания приборов он тоже смотрел, но слух был его главным инструментом. Он знал весь технологический процесс и учитывал возможные последующие искажения и брак в фонограмме. Например, записывал с большим запасом высоких, потому что потом, при перезаписи и копировании, они "съедались". Его фонограммы, проходя потом через множество рук, все равно звучали хорошо, фирменно.
Эти фонограммы обладали "железобетонной" прочностью, особенно важной в "аналоговую" эпоху. А что значит - сделать "железобетонную" фонограмму, которая потом ничего не теряет? Это значит все просчитать, вычислить. Тогда ведь не было таких точных приборов, все делалось ушами и руками, но то, что фонограмму записывал Бабушкин, можно было услышать, даже не заглядывая в титры".
Если б судьбу знали заранее...

DNP

Мы по ходу действия с дисков съехали на Шмелькина и Ко, но не страшно.

||Наверное, Владимир с Валерием одновременно проходили "инкубационный" период как новобранцы, но Ткаченко полностью влился в ансамбль чуть позже. Уже ПОСЛЕ записи третьего, "мосфильмовского" диска. Тогда-то (конец 1977 - начало 1978 г.) и сложился окончательно этот мощнейший симфо-фолк-рок-оркестр с хором и солистами, исполнивший на сцене и записавший в студии "Гусляра". И записавший диск народных песен ("Перепелочку").

Насчет "Гусляра" - нужно еще Гилевича на Поливоду заменить.
Я ж чего сам-то мучаюсь с Ткаченко. Мне помнится такая последовательность прихода
Дайнеко (взамен Денисова)
Ткаченко
Поливода (вместо Гилевича)
И вроде как Ткаченко пришел не так чтоб одновременно с Дайнеко, но и не сильно позже, чуть ли не в 77 году. И для меня не принципиально важно, что у него в трудовой книжке или в приказе о приеме на работу написано - стажер или артитст ансамбля. Главное - выходил он на сцену или нет. Но и сомневаться в словах Ткаченко вроде не резон - кому лучше знать, ему или мне? :)))

//Поскольку "Песнь о доле" прокатывалась с 1976 аж по 1979 (интервью Л. Исуповой),

А можно этот снимок глянуть?
В "новом-недоступном" форуме Кореш рассказывал о своем восприятии Шмелькина - очень интересно, (он тоже фамилию не запомнил). И мы вроде сошлись, что эта была премьера Доли. И про "много новичков".
Это всё субъективно.
Но вот я Вам посылаю фото Доли из архивов I-386. На нем Яшкин - значит 76. И цимбалист (виден плохо).
Если цимбалист Шмелькин, то все понятно.
Если цимбалист Демешко, то кто за барабанами? Или никого, или второй ударник.

По остальным моментам вроде возражений не имею :)
Вы меня не утомили, мне это очень интересно :) Но по мере наличия свободного времени.
Я к вам по делу пришел, а вы - бодаться...

Олег Петухов

Анатолий, так Вы против чего возражаете? Что LP № 3 родился из инициативы Пахмутовой, а вовсе не из к-ф Стефановича? Но всё равно это 1977 год записи. Потому что большинство этих бабушкинских записей звучали по радио и в кинотеатрах (где "Диск" крутили в комплекте с прочими док. фильмами на утренних сеансах), скажем так, в дни зимних каникул (декабрь 1977 - январь 1978).
Я как раз в 9-м классе учился, и мы всей нашей школьной бит-группой несколько раз это всё смотрели.
Таким образом, фильм - побочный продукт записи LP? И ладненько.
Но вот чего я не слышал в кино и по радио, а только с пластинки, так это как раз «Па воду ішла» в обр. Вл. Ткаченко. В ней-то и вся загвоздка. Но и ведь и её запись - Виктора Борисовича? Да это и слышно, "не заглядывая в титры", как выразился Алексей Львович. (Я, кстати, хорошо это Ваше интервью знаю, как и беседу с Эдуардом Николаевичем Артемьевым, тоже высоко ценившим Бабушкина. Примите, Анатолий, очередную порцию признательности. О настоящих людях пишете. Вот в таком бы контексте и жить бы музыке "Песняров" и Мулявина, а не середь гос-попсы обрыдлой...)

Саунд, конечно, удивительный. Не только звенящими высокими, а вообще всей акустической атмосферой. Там же каждый инструмент, как самолёт - взлетел и пошёл... Или другой, подкупающий новизной, образ: "ожившая архитектура".
Было бы интересно собрать весь совместный продукт "Песняров" и Виктора Бабушкина. И первую сторону, и вторую. И "Будочника", и Добрынина. И "Александрину" совсем особенную. Может, и гитарное вступление к "Крику" писалось, да потом отрезалось?
Я вторую сторону часто включал для отца - "Беловежскую пущу". Ему не только песня полюбилась, он и пением и голосом Дайнеки всё восхищался. Надо бы устроить родителям концерт грамзаписей.

Да, а кто же на пахмутовскую-то сторону Мокроусова забубенил? Подозреваю, что Владимир Николаев :)

P.S. Николай, Вам скоро отвечу!

Анатолий Вейценфельд

Олег, вы там еще пошукайте в архиве моей, как ее тут называют некоторые, "многотиражки" - там есть и другое интервью с Рыбниковым, и с Гараняном, и с Зацепиным, с гуру электронной музыки Игорем Кефилиди, с Макаревичем, с Кутиковым, с Игорем Бебенко о реставрации морозовского издания...
Кстати, насчет того бабушкинского альбома Песняров. А ведь там бас-гитара неважно звучит, завышенно по тембру и выпирает. Одна из редчайших ошибок Бабушкина. А дело в том, что там была какая-то проблема на Мосфильме с настройкой мониторов.
Я мельком просматривал фотоархив Бабушкина - там его фотографий с песнярами вроде нет.
Зато есть фотография - стоят в обнимку  МАкаревич Кутиков,Пахмутова, Добронравов и Бабушкин. 1980 год. ВОт я и думаю - если бы ТОГДА поклонникам "Машины..." показали такой компромат - все бы разбежались! Символ нонкомформистского рока в обнимку с символом советской песни...
Если б судьбу знали заранее...

Олег Петухов

Zloi //
По теме Песняров - не так давно в одной из тем обсуждался процесс записи диска-гиганта с Вологдой. Прозвучала гипотеза о "пробитии" этого диска тандемом Пахмутова-Добронравов - а за это Песняры записали целую сторону их произведений. И поимели шанс записать на другой стороне то, что считали нужным.

А кто кого принуждал вставлять эти же песни на CD Песняры-2001? Видимо, не все так однозначно - истинным ценителям - сложные обработки народных песен, широкой публике - песенки с легкой мелодией. Думаю, это стороны одной и той же медали.

Правильнее это было бы заслать в указанный топик. Найти его не смог.


Ещё в 70-е Владимир Георгиевич весьма определённо высказывался о том, что завоёвывать народную любовь песенками типа "Наши любимые" - слишком лёгкий путь. Не для "Песняров".
К сожалению, "Песняры" всегда были одной ногой в гос'попсе. Зато другой ногой - прочно стояли на своём, настоящем, подлинном. На том, что рождалось в ансамбле (фольклорные композиции, авторские вещи Мулявина, сочинения и аранжировки Поливоды, Ткаченко, Бернштейна, Молчана, Аверина, Катикова, Шарапова...). И о том, что именно эта линия для "Песняров" - главная, Мулявин решительно говорил (см. цитату из "Огонька"79 в топике "Концерты 15 и 16 мая"). Можете представить, чтобы маликовы-слободкины заявили подобное на весь Союз? Они же на задних лапках ходили перед колхозом сов'композиторов. Оттого-то их ВИА и были братскими могилами дарований.
Но и для "Песняров", выходит, многое было бы невозможно, не пой они Пахмутову, Хренникова, Матусовского...
А диск "2001"... Надо было идти "на торг, на рынок". Идти с чем-то, давно раскрученным. Вот она, обратная сторона "взаимовыгодного сотрудничества". Пахмутова помогла, но себя и раскрутила. Вот теперь её и слушаем. Хорошие песни, но ГЛАВНОЕ "песняровское", мулявинское, подлинное, - по сей день даже не услышано в полной мере...

Zloi

Да, у меня тоже где-то болтается эта вырезка из Огонька. Но перечитывал достаточно давно.

С другой стороны, я видел концертное (не по трансляции) исполнение указанных песен. На мой взгляд, зачастую и Наши любимые, и Вологда, не говоря и Пуще исполнялись солистом и коллективом в кайф. Последний раз видел/слышал За полчаса до весны на юбилейном к-те. ВГ и слова переставил, и песня без особого смысла и последний потеряла))))) - но исполнял-то он в кайф - смеялся, голосил, передвигался по сцене.

На мой взгляд, уж самое непеснярское, из опубликованного - Крик Птицы. Видимо, для своего времени настоящий проогресс, но это можно представить в исполнении и другой группы. Явор и Калина, та же Пуща - вряд ли
 "Не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного!"

Олег Петухов

DNP: "... вроде как Ткаченко пришел ... чуть ли не в 77 году. И для меня не принципиально важно, что у него в трудовой книжке или в приказе о приеме на работу написано - стажер или артист ансамбля. Главное - выходил он на сцену или нет."

Спасибо Борису Бернштейну, разобрались, что Владимир Ткаченко стал "песняром" в 1977-м. (А может и от рождения :) А может, когда услышал впервые Мулявина и его "Песняров":) Надо будет спросить Владимира, если Fed устроит новую конференцию:)). Но "де юре" - именно в 77-м.


DNP: "...Если цимбалист Демешко, то кто за барабанами?"

Мне кажется, Николай, что в ходе обмена фотографиями выясняется таки, что с цимбалами именно Демешко. Кто за барабанами?
Обращаюсь к "матчасти". Журнал "Клуб и художественная самодеятельность" №18, сентябрь 1978 г. Вкладная гибкая пластинка по теме "Школа популярной музыки. Выпуск третий. Фолк-рок". На пластинке - фрагмент свадебного эпизода из оперы-притчи В. Мулявина "Песнь о доле". (Представляю, какой смешной выглядит моя ссылка для тех, кто уже является счастливым обладателем полной записи "Доли"!). Звучит самое начало сцены свадьбы, несколько минут. Уверен, что именно этот момент - на цветных снимках С. Петрухина. Мулявин запевает: "Ой ды в нашем сяле свадьба буде!..." Вступают другие голоса. Из инструментов - только лиры, скрипки, цимбалы, бубен. И большой барабан ухает, отбивая сильные доли. Такую барабанную партию любой вокалист исполнит одной левой. Так несколько минут, после чего уже врубается полный рок-состав, но - через некоторую паузу, за которую Демешко вполне мог успеть скинуть цимбалы и добежать до "кухни".
Но я здесь не могу ни на чём настаивать, я ведь не видел "Доли". Может и был Шмелькин, почему тогда товарищи по ансамблю не стали фотографироваться с ним? :) (Я имею в виду коллективное фото, чёрно-белое).

Однако, мне всё же кажется, что весь большой состав собрался на следующий год после премьеры "Доли", т.е. всё в том же 1977-м. Ведь "Песняры" были на гос. службе. И сейчас (а тогда - особенно) принять в гос. структуру дополнительного работника, а тем более увеличить численность чуть ли не вдвое - это нужно было очень серьёзно обосновывать. Проводить через управление, филармонию, министерство, бухгалтерию, отдел труда и заработной платы. Утверждать изменения в штатном расписании и т.д. и т.п. Новые штатные гос. конторам удобнее вводить с нового года. Ткаченко ведь в январе пришёл?
Обосновывать необходимость привлечения новых музыкантов и расширения ансамбля практически до размеров оркестра после успешного эксперимента с "Долей", было, наверное, уже не так трудно. А главное, предстояло выпустить новый спектакль, исполнить новое серьёзное сочинение. И на сей раз уже не Мулявина, а маститого советского композитора.
Вот и Нина Петровна Завадская писала в журнале "Музыкальная жизнь" № 9, май 1979 г.: "... Специально для "Гусляра" инструментальная группа ансамбля расширена".
"Большой состав" записал целых три с половиной "гиганта". Спасибо Пахмутовой, Лученку и белорусской народной песне.

Да, а что, на ф-но в "Гусляре" Игорь Поливода играет? Я это как-то упустил, всё приписывал Анатолию Гилевичу. Он бы, думаю, тоже справился. Рояль там мощный, аж мурашки по коже. Громоподобный. Помните:

"И схватили тогда гусляра-старика..."

Олег Петухов

Zloi: "...зачастую и Наши любимые, и Вологда, не говоря о Пуще исполнялись солистом и коллективом в кайф".

Помните телефильм, который показывался по "Первому каналу" на 40-й день после смерти Мулявина? Там Лученок вспоминает, как привёл к Владимиру Георгиевичу какого-то маститого композитора, и тот начал давить: "Вы должны исполнить мою песню". Лученок весьма выразительно изобразил, как напрягся Мулявин, и каким голосом ответил: "Я ничего никому не должен".
(Однако, не сам ли Лученок был тем маститым?).
Я к тому, что если бы эти песни подобным образом "Песнярам" навязывались, если бы были им в лом, а не в кайф, вряд ли бы они вообще прозвучали, да ещё так здорово.

Я вспоминаю, что, например, наша школьная бит-компания никак не осуждала исполнение "Песнярами" даже таких вещей, как "Комсомольская юность" и "Мы идём по стране" (другие совВИА за подобный репертуар осмеивались нещадно). Потому что это всё равно было как-то по-песнярски неожиданно, с их неповторимой энергетикой...
Но огорчает и вызывает досаду то, что сейчас именно эта (песни советских композиторов) - неглавная всё же - часть творчества "Песняров" начинает выглядеть как единственная. Вспомните все эти концеры "памяти Песняра" - что там вспоминается, в каком контексте звучит, в чьём исполнении...

Zloi: "На мой взгляд, уж самое непеснярское, из опубликованного - Крик Птицы".

Эта песня не вписывается в обойму ретро-шлягеров от Соза композиторов.
Вот если бы кто-нибудь (например "Белорусские Песняры рекордс" :)))выпустил сольный диск Мулявина (мы обсуждали эту тему с Анатолием Вейценфельдом в топике "Концерты 15 и 16 мая") и можно было бы более полно увидеть вот этот срез песнярского творчества, а именно - вещи, исполнение которых Мулявин брал на себя, - мне кажется, стало бы очевидно, что "Крик" - как раз оттуда, он на своём месте. Да Вы и сами, думаю, можете мысленно такой диск составить. Вот, например, "Разлад" из программы на 100-летие Купалы, "И в пролёт не брошусь..." из Маяковского, арии из "Гусляра" и "Доли" (я тут не программу диска предлагаю, это так, навскидку), песни из "Через всю войну", из программ Аверина, Катикова, Молчана, Поливоды. Да и "Завушницы", и "Червоная ружа"...

Это весомая часть песнярского дела. На мой личный взгляд - так просто "центр тяжести". И очевидно становится, насколько замечательный певец - Мулявин. Да не просто певец, а именно ПЕСНЯР. Кобзарь!

Попутно вспомнил две вещи, спетые Владимиром Георгиевичем, не самые известные. "В минуты музыки" на стихи Николая Рубцова (композитор Олег Янченко), звучала в фильме Виктора Турова "Воскресная ночь". И "Беседа с Отечеством" Тухманова на стихи литовца Антанаса Дрилинги, исполнялась в одной из телепередач "Песня - 83". Тухманов в тот недолгий период писал вещи прямо-таки антишлягерные, что-то близкое к молитве и оперному речитативу. "Тухманов, которого мы потеряли"...

Олег Аверин здесь на форуме вспоминал, как Лукашенке не понравилось исполнение Мулявиным написанной Олегом "Песни про честь" (не помню точно название) из программы "Казацкая вольница". "Плохо ты Володя спел, без души" - сказал президент. Я эту песню не знаю, не слышал, но президенту не поверил. Вспомнил из Градского: "А впочем, была ли душа-то? И были ли ВЫ - для души?.."

Нам бы, слушателям, почаще бы к собственным душам претензии предъявлять, а то у нас всё как-то ПЕСНЯРЫ в должниках ходят...
 
(Это я не про Вас, уважаемый и Zloi :))

Alex Ry

Мне кажется в Гусляре на рояле играет Гилевич. Во всяком случае на записи.
Алексей Рящин