Парад ансамблей - музыкант: Михай (Михаил) Долган

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Музыканты

Песни

Концерты

Форум

Фолк-парад

ПЕСНЯРЫ.com

Добавлено: 06.08.2014
Автор редакции: Свиборг
Авторы: Олег Верещагин

Поиск по сайту:


Аракс
Ариэль
Верасы
Верные друзья
Весёлые ребята
Водограй
Голубые гитары
Группа Валентина Бадьярова
Добры молодцы
Здравствуй, песня
Земляне
Кобза
Красные маки
Лейся, песня
Надежда
Норок
Оризонт
Песняры
Пламя
Поющие гитары
Поющие сердца
Самоцветы
Синяя птица
Сябры
Фантазия
Цветы
Чаривни гитары

Яндекс.Метрика

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

Долган Михай (Михаил) Васильевич

Щелчок по названию группы откроет список музыкантов группы.

Долган Михай (Михаил) Васильевич

14.03.1942—16.03.2008
композиция

16 марта 2008 в Кишинёве в возрасте шестидесяти шести лет после тяжёлой и продолжительной болезни умер известный певец и композитор, автор множества замечательных песен, основатель легендарной группы 60-х НОРОК Михай Долган…

Возможно, сегодняшнему слушателю это имя не скажет ничего, но тем, кто рос в конце 60-х и начале 70-х, творчество группы НОРОК, наверняка, прекрасно знакомо, так как песни Михая Долгана в те годы непременно входили в репертуар любого дворового гитариста наряду с битловской классикой, «Дымом костра», «Колоколами», «Yellow River» и другими литературно-музыкальными памятниками эпохи. За свою не слишком долгую жизнь на официальной эстраде НОРОК выпустил всего одну пластинку с четырьмя своими песнями, но эти песни – несмотря на несовершенство тогдашней отечественной звукозаписи – продолжают звучать актуально и по сей день.

Михаил (Михай) Васильевич Долган родился в марте 1942 в селе Владимир Сынжерейского района Молдавской ССР в крестьянской семье. В конце 40-х родители Михая были репрессированы, и вся семья десять лет вынужденно прожила в Бурятии, куда её выслали по приговору суда. По возвращении домой Михай Долган окончил музыкальное училище им. Штефана Няги по классу контрабаса, одновременно освоил аккордеон под руководством Сергея Чухрия, а его первым рабочим местом стал оркестр п/у Иосифа Бурдина. По окончании училища Долган был призван в армию и три года служил военным музыкантом в Киевском военном округе. Выступать на сцене музыкант начал с 16 лет. По окончании училища Долган был призван в армию и три года служил военным музыкантом в Киевском военном округе. Работал в молодёжных ансамблях п/у Исидора Бурдана, Валерия Негрути, Лучана Чочи.

С наступлением эпохи THE BEATLES и, вообще, современной поп-музыки, Долган не избежал всеобщего поветрия. Тогда же он начал сочинять собственные песни, в которых органично сочетались его интерес к народной музыке, джазу и прозрачным битловским гармониям. В одной из гастрольных поездках по Волге ему предложили создать джаз-группу при Пензенской филармонии, но музыканту по приезду в Кишинёв удалось в 1967 году создать вокально-инструментальный ансамбль, с лёгкой руки директора филармонии Александру Федько, который и предложил название коллективу. В то время власти – особенно на окраинах империи - смотрели на новое молодёжное увлечение сквозь пальцы, а использование в популярной музыке элементов фольклора даже поощрялось, поэтому молодому музыканту удалось легко пробить в местной филармонии идею национальной молодёжной поп-группы. Новый ансамбль получил имя НОРОК (по-молдавски, «счастье»), а в его состав вошли Михай Долган, клавишные (ф-но, орган «Hammond»), вокал, Александр Казаку, соло-гитара, вокал, Дмитрий Куцела, ритм-гитара, Теодор Гораш, тенор-саксофон, кларнет, и Валентин Гога, барабаны. Позднее состав НОРОК усилили сильный гитарист Сергей Ватаву, с группой пели будущие звёзды советской эстрады Ион Суручану и Штефан Петраке.

НОРОК много и успешно гастролировал по Союзу – от Молдавии до Сахалина и от Архангельска до Сочи. Их фирменным блюдом были собственные песни с явными фольклорными интонациями, чередование баллад и жёстких, почти хард-роковых номеров с доминирующим звуком органа, пронзительный мелодизм, заставлявший подростков хвататься за гитары, битовый напор, поэтичные тексты на молдавском, румынском и русском языках, битловское многоголосие.

В 1969 году НОРОК записал на «Мелодии» несколько своих песен, четыре из которых вскоре были выпущены на пластинке-миньоне, моментально став неофициальными хитами для всей страны: «De ce pling chitarele» («О чём плачут гитары»), «Cinta un artist» («Артист поёт»), «Дети солнца» и «Дор-Доруле». Наиболее известной из них, разумеется, стала первая из них, чему способствовало появление ряда кавер-версий песни с разнообразными русскими текстами.

«Отчего в семнадцать лет парню ночью не до сна?
Отчего в семнадцать лет песня немного грустна?
Просто, раз и навсегда наступает в жизни час,
Тот нелёгкий час, когда детство уходит от нас.
Плачут гитары – ну что же, пусть,
Если на парня находит грусть,
То виноваты во всём они,
Только они одни…»

Катастрофа произошла в 1975, когда НОРОК представлял искусство братской Молдавии на гастролях в сопредельной Румынии, когда доведенная до экстаза молодёжь начала крушит мебель во Дворце культуры в Бухаресте, как это случалось, разве что, в Штатах после премьеры «Billboard Jungle»! Местные чиновники были готовы замять скандал, но при этом присутствовали представители советских «культуроохранительных» органов, и репрессии не заставили себя ждать.

Собкор Министерства культуры СССР Валентина Терская на страницах официозной «Правды» разразилась гневной статьёй с обличительным названием «Так о чём же поют эти гитары?», в которой музыканты группы обвинялись во всех смертных грехах и, прежде всего, в отсутствии патриотизма и низкопоклонстве перед Западом. Это был приговор. НОРОК был официально расформирован, хотя филармония не торопилась забить дойную корову и в спешном порядке переименовала НОРОК в ВИА О ЧЁМ ПОЮТ ГИТАРЫ? Его художественным руководителем стал хорошо известный ныне Владимир Пресняков-старший, в то время участник духовой секции НОРОК.

Биография ВИА О ЧЁМ ПОЮТ ГИТАРЫ? была лишена ярких событий: пару лет он без особого успеха колесил по провинции, вынужденно избегая крупных культурных центров, не записывался, не звучал по радио и распался в 1977. Пресняков после скитаний по ресторанам Черноморского побережья попал в ВИА САМОЦВЕТЫ, а молдавская часть группы была реформирована как ВИА КОНТЕМПОРАНУЛ.

На этом этапе творчество Долгана и его коллег уже не был столь ярким как в годы НОРОК, хотя группа сочинила и исполнила не один десяток добротных поп-номеров, многие из которых были популярны в исполнении солистов КОНТЕМПОРАНУЛА Лидии Ботезат, Штефана Петраке, Галины Гардинеску, Юлиана Каранфила и т.д. За шесть лет своего существования КОНТЕМПОРАНУЛ записал два долгоиграющих диска и, вне всяких сомнений, пользовался колоссальным признанием в родной Молдавии, где их единственным серьёзным конкурентом был ОРИЗОНТ Олега Мильштейна. К середине 80-х КОНТЕМПОРАНУЛ, судя по всему, распался. Его музыканты рассеялись по другим филармониями и ресторанам, а сам Долган надолго пропал из виду, хотя продолжал работать в музыке.

После обретения Молдавией независимости, Михай Долган снова стал появляться на афишах и экранах телевизоров. В марте 2002, когда ему исполнилось шестьдесят лет, в Кишинёве проходил 36-й фестиваль национальной песни «Мэрцишор». В его рамках и состоялось последнее публичное выступление музыканта и композитора. С тёплыми поздравлениями к юбиляру от имени Президента республики выступил министр культуры Молдовы, концерт транслировало местное телевидение. К сожалению, уже в то время Долган испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, которые вынудили его покинуть сцену, а теперь стали причиной его безвременной смерти.

Несмотря на то, что политические бури 90-х далеко унесли Молдову от России, Михай Долган по праву принадлежит культуре обеих стран.

Список песен, в которых музыкант - автор музыки:

Cаntа un artist (Артист поёт)
De ce plаng chitarele (О чём плачут гитары)
Артист поёт
Взявшись за руки вдвоём
Дор-доруле
О чём плачут гитары
О чём плачут гитары?