Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

ПЕСНЯРЫ.com

 

«Песняр» Ткаченко: масштаб личности.

Автор Олег Верещагин, 04 апреля 2005, 01:20:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья

http://www.belarustoday.info/?pid=14130 - оригинал статьи.

Участник легендарного ансамбля "Песняры". Основатель школы двуручного тэппинга. Один из самых виртуозных гитаристов не только постсоветского пространства, но и мировой сцены. "Правая рука" Михаила Финберга. Битломан. Человек, которого любят и уважают музыканты самых разных жанров...

О Владимире ТКАЧЕНКО можно говорить долго, но он этого не одобряет, потому как очень скромен и интеллигентен. Статью о нем написал его коллега и очень долго сожалел, что не может отразить в полной мере весь спектр творчества этого человека.
Есть, есть отечественные музыканты, которыми мы можем гордиться!

Главной особенностью личности Владимира Ткаченко является то, что в любом деле, каким бы ни занимался этот музыкант, он достигает поразительных высот, высшего профессионализма по самой наистрожайшей системе отсчета. Как скрипач и композитор он автор многих произведений крупной формы, которые уже стали классикой белорусской культуры. Как гитарист - истинный виртуоз.

Он еще и аранжировщик Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Хотя сейчас многие считают себя таковыми, все же стоит заметить разницу: ведь оркестровому аранжировщику надо дать жизнь оркестру в 60 человек! Квалификация Владимира Ткаченко как профессионального оркестрового аранжировщика по уровню стоит на той же планке, что и достижения в исполнительском мастерстве как скрипача и гитариста. Конечно, в основе лежат природные музыкальные данные, уникальный слух и прекрасное классическое консерваторское образование. Но это только фундамент, который позволяет музыканту осваивать самые разные области.

Главное в его характере - огромное трудолюбие. Накопленный многолетний труд придает каждой его ноте огромный удельный вес. И, естественно, этот музыкальный багаж, глубина передаются слушателям.

Мне в жизни очень повезло - студентом Минского института культуры я попал к этому педагогу. Наши занятия больше напоминали увлекательное путешествие в мир гитары. Музыкальный инструмент благодаря педагогу стал для меня не просто неким предметом, из которого можно извлекать звуки, а чем-то большим - орудием познания жизни, законов бытия.

— Владимир Николаевич, а как получилось, что вы в детстве начали играть именно на скрипке?
— Мой отец был военным летчиком. Сам научился играть на мандолине и семиструнной гитаре и руководил оркестром народных инструментов в воинской части. Сестра училась по классу баяна и меня готовила к тому же. Занимаясь сольфеджио, она обнаружила, что у меня абсолютный слух. Это и "спасло" меня от баяна. Родители, посовещавшись, рискнули отдать меня в класс скрипки, за что я им бесконечно благодарен.

— Скрипка и гитара - родные сестры. Какой инструмент сейчас вы больше любите?
— Первые аккорды на семиструнной гитаре мне показал отец. В это время я уже учился в 5-м классе музыкальной школы. Потом в моей жизни появились "Битлз" и уже шестиструнная гитара. Я стал одновременно постигать азы гитары и аранжировки, никаких нот в те годы достать было невозможно, все подбирал сам. Если скрипка и гитара - родные сестры, то я, как брат, их люблю одинаково.

— Ярким периодом вашей творческой биографии была работа в ансамбле "Песняры" того знаменитого "золотого" состава. Специфика была?
— В том составе "Песняров" общая идея была так велика, что в ней тонули любые интриги и трения, которые всегда бывают в творческих коллективах. Никто не говорил "Это сделал я, а это он", все были талантливы, и все работали на конечный результат.
(Дело в том, что Владимир Ткаченко был приглашен в ансамбль, когда "Песняры" шли к самому пику своей популярности. Будучи одновременно великолепным скрипачом и гитаристом, он усилил инструментальную сторону этой группы. Вместе с другими музыкантами участвовал в создании аранжировок, благодаря которым общее звучание "Песняров" стало еще совершеннее. Это относится, например, к аранжировке a capella песни "Каждый четвертый", сделанной В.Ткаченко. - Прим. Д.М.)

— Как ваш ансамбль принимали в США и других странах?
— В составе "Песняров" я гастролировал в США в 77-м, и это моя первая заграничная поездка. Два раза были в Латинской Америке - в 81-м и 82-м. Затем последовали поездки в Чехословакию, Венгрию, ГДР - в основном, по нашим воинским частям. Самое яркое впечатление осталось после Латинской Америки. Там, если публика любит, то "на всю катушку". Наибольшим успехом пользовались народные песни в обработке "Песняров".

(Выступления "Песняров" в США можно сравнить с игрой наших хоккеистов в тех же 70-х со звездами НХЛ. Никто не мог подумать, что в СССР могут быть столь самобытные коллективы высокого профессионального уровня. "Песняры" были первым ансамблем, добившимся огромного успеха и у западных зрителей. - Прим. Д.М. )

— Что вам дала "школа "Песняров"?
— Было много работы, были выступления на самых лучших сценах. На репетициях  оттачивалась каждая нота, и "Песняры", работая "живьем", никогда не фальшивили. Это профессиональный подход к музыке, который я стараюсь сохранять по сей день (Хочется напомнить, особенно молодым музыкантам, что "Песняры" на гастролях давали по три концерта в день полностью "живьем", исполняя сложнейшие композиции как в вокальном, так и в инструментальном планах. Бывали дни, когда приходилось играть пять, а то и шесть концертов! - Прим. Д.М.)

— На одной из архивных фотографий "Песняров" видно огромное количество примочек и педалей.
— Да, я люблю эту фотографию... Все эти "примочки" я использовал для создания разных звуков. В то время это звучало очень современно.

— Как вы пришли к новой технике игры на гитаре - тэппингу?
— В 1985 году на джазовом фестивале "Витебская осень" я случайно увидел видеозапись игры Стэнли Джордана. На следующее утро я уже сыграл своему другу Борису Бернштейну (тоже, кстати, экс-"песняр") фрагмент, который впоследствии вошел в "Караван". Через два месяца на ежегодном конкурсе Объединения музыкальных ансамблей Минска я сыграл свою первую пьесу "Гомон"  -- по мотивам одноименной белорусской народной песни. (В 1986 году это просто шокировало - один человек играет за двоих на гитаре, как на фортепиано! - Прим. Д.М.)

— Почему вы ушли с педагогической работы? И есть ли у вас намерения вернуться к этой практике?
— Основная причина - нехватка времени, хотя были и другие, например слабые теоретические знания гитаристов. Хотелось бы, чтобы гитаристы интересовались не только исполнительскими приемами, но и поисками своей музыки, а это невозможно делать только на слух.

— Вот уже более 15 лет вы являетесь основным аранжировщиком большого эстрадно-симфонического оркестра. В чем основная сложность работы с таким составом?
— Большой оркестр - это любые сочетания разных инструментов и ансамблей: соло, дуэт, трио, квартет и т.д. Ритм-группа - как отдельный ансамбль: струнная группа - как камерный; оркестр без струнной группы - как биг-бэнд и так далее. Все музыканты одновременно играют, только в редкие моменты. В остальное время в различных сочетаниях. Притом струнная группа - это музыканты с академическим образованием, а духовики - обычно джазовые исполнители. Особое отношение должно быть к синтезатору. Во-первых, он сам по себе уже оркестр, во-вторых, у него темперированный строй но, основная сложность у любого аранжировщика - это умение написать контрапункт.

— Подобная работа требует высочайшей профессиональной квалификации. Вы специально изучали игру на других инструментах?
— Параллельно со скрипкой меня 15 лет пытались научить играть на фортепиано. Приходилось играть на банджо, губной гармонике, контрабасе, ситаре. Совершенно новые горизонты мне открыл синтезатор с секвенсером, позволяющий в десятки раз сократить возможность просчетов и ошибок, и упрощающий процесс поиска новых вариантов.
(Владимир Ткаченко неслучайно сказал о своей любви к музыкальным инструментам. В свое время он приобрел уникальный ситар знаменитого индийского мастера. Кстати, он освоил этот инструмент достаточно глубоко. - Прим. Д.М.)

— Как быстро приходится делать аранжировки?
— Здесь нужно небольшое отступление. Партитура - это необязательно аранжировка. Кто пишет партитуры? Во-первых, конечно, композитор. Но это может быть и оркестровка, и переложение, и транскрипция, и обработка, и в том числе и аранжировка, а может быть и простая профессиональная переписка рукописи. Аранжировка - это такой же труд, как и обработка. Возможно, поэтому в наших странах это понятие существует только в разговорной речи музыкантов. Мне приходилось иногда писать по четыре партитуры в день. Но, скорее, это были переложения или оркестровки, хотя партии струнных я почти всегда переделываю или добавляю, если нужно.

— Оркестр под управлением Финберга считается одним из лучших в мире. По объему работы ему, наверное, нет равных (в Европе уж точно!). Как вам удается работать в таком ритме?
— Оркестр делает по 12-14 программ в год. Для меня работа в таком режиме началась в Италии, на 5-м канале итальянского ТВ, куда Концертный оркестр Беларуси приезжал в течение пяти лет. Каждую неделю в пятницу записывалась новая программа, а в субботу она уже выходила в эфир. В понедельник приезжали новые артисты, привозили свои фонограммы или ноты, во вторник, среду писались партитуры, четверг мы репетировали, а на следующий день запись. Очень суровая школа.

— Этот оркестр  часто выступает на российских телеканалах, а также в различных шоу...
— Как аранжировщик я принимал участие во всех "Славянских базарах". В программе ОРТ "Угадай мелодию" оркестр исполнял заставку в моей аранжировке. В концертном зале "Россия" прошел ряд концертов -- Кобзона, Зацепина, Тухманова, Киркорова, Лещенко, памяти Анны Герман, в которых мы принимали участие. Отыграли и концерт, посвященный 30-летию ансамбля "Песняры".

— В настоящее время, помимо прочего, вы активно концертируете. Где вы выступаете как исполнитель?
— После работы в оркестре на гитаре удается играть только "для души". Аранжировка способна отобрать все время, которое есть, даже время еды, сна. По большому счету, она у меня отобрала скрипку, но гитару я ей не отдам. В последнее время я играю в дуэте с гитаристом Виктором Молчановым (и он тоже экс-"Песняр"). Мы выступаем в клубе гитаристов, в реcторане The Beatles Cafe.

— Как человек, щепетильно относящийся к звуку, какие вы используете инструменты и оборудование?
— Основная моя гитара Gibson ES 335, ей уже много лет. Тэппингом я играю на гитаре PflS, так как она больше подходит для этой техники. Мне очень повезло с акустической гитарой Seagull (Hand made in Canada). Прекрасный инструмент! Конечно, есть и акустическая классическая скрипка, а также электронная Silent Violin Yamaha.

— Вы следите за современным состоянием музыкальной культуры постсоветского пространства? Что мы потеряли и что приобрели?
— Самое большое, что потеряли, - это связь с тем поколением музыкантов, которое долгое время накапливало свои знания и умения без перестроек и революций. Новое поколение, мне кажется, строит дом без фундамента. Приобрели мы только хорошую аппаратуру, но она сама не играет.

— Каковы ваши планы на будущее?
— Пока хочется просто немного поиграть на любимых инструментах, а там - посмотрим...

— Владимир Николаевич, спасибо вам за интервью. Поздравляем с днем рождения, которое, как нам известно, пройдет 11 марта в ресторане The Beatles Cafe. Желаем вам творческого долголетия, здоровья, семейного счастья!

Беседовал Дмитрий МАЛОЛЕТОВ
Фото Виталий Пивоварчик

Творческая биография
Владимир Ткаченко родился в 1953 году. Учился в витебской музыкальной школе №1 по классу скрипки. Окончил музыкальное училище, Белорусскую государственную консерваторию. В 1977 году после окончания консерватории был приглашен на работу в ансамбль "Песняры" в качестве гитариста и скрипача. В составе "Песняров" проработал до 1985-го. Затем работал в ансамбле, где собрались одни из лучших музыкантов Минска, он выступал в ресторане "Каменный цветок". В 86-90 годах Владимир Ткаченко -- преподаватель гитары в Минском институте культуры. В это же время работал гитаристом и аранжировщиком в Государственном концертном оркестре Республики Беларусь п/у Михаила Финберга, чем занимается и поныне.
В 1996 году Владимиру Ткаченко было присвоено звание заслуженного артиста Беларуси.
Автор многих произведений крупной формы. Это симфонии "Битлз" (1996), "Песняры" (1999), джазовая сюита в трех частях на белорусские темы (1986), Samba Israel по мотивам еврейской народной песни (1987), джазовая композиция Smoke on the Water no мотивам одноименной композиции Deep Purple (1988), фантазия для камерного оркестра "Белая Русь" (2003).
Для оркестра Беларуси сделал около 1000 (!) аранжировок. Кроме этого, выполнил аранжировки и записи двух мюзиклов "Мэри Поппинс" и "Золушка". Гитарист, автор множества пьес, а также переложений, обработок для гитары в технике touch style (или тэппинг)

koresh

Все б ничего и наверное правда, но вот что касается "...Основатель школы двуручного тэппинга..." автор(ы) погорячились...:confused:
ведь сами же пишут в этой же статье (чуть ниже) -


 "— Как вы пришли к новой технике игры на гитаре - тэппингу?
— В 1985 году на джазовом фестивале "Витебская осень" я случайно увидел видеозапись игры Стэнли Джордана...." и т.д.

....

немного истории...

Техника тэппинга (tapping) зародилась в среде электрогитаристов еще в середине века. Ее возникновение явилось неизбежной реакцией на появление нового (по тем временам), более чувствительного инструмента - электрогитары. Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, "хаммер") был просто одним из технических приемов, подобно флажолету. В таком примитивном виде тэппинг используют уже несколько поколений рок-гитаристов. Однако, со временем, этот прием развился в отдельный способ игры на электрогитаре - двуручный тэппинг (под словом "двуручный" подразумевается, что и левая рука извлекает звук самостоятельно, без помощи правой), или "фортепианную" технику.  В создании техники двуручного тэппинга участвовали такие известные в свое время музыканты, как Merle Travis и Jimmy Webster. Одним из пионеров этого вида техники стал и поныне популярный джазовый гитарист Стэнли Джордан ... смотри фото...
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Fed

>Все б ничего и наверное правда, но вот что касается "...Основатель школы двуручного тэппинга..." автор(ы) погорячились...

возможно, они имели ввиду среди белорусских гитаристов?
:idea:
Vita brevis, ars longa

koresh

ну а если смотреть шире :D на этот вопром (я все про тэппинг), то основателей этого приема игры (особливо на пост советском пространстве) по-моему и так очень много... судите сами...

это и "Заслуженный артист Украины, «неофициальный» изобретатель :D техники двуручного тэппинга, легенда гитаризма Энвер Измайлов" (из цитаты слова не выкинешь)... фрагмент интервью.. "— Энвер, по специальности Вы — газосварщик. Интересно, есть ли у Вас трудовая и что в ней написано? ..." далее смотри по ссылке - http://artvertep.dp.ua/news/543.html

это и Дмитрий Малолетов ... (хотя он учился в классе у Ткаченко), ну что поделаешь - поучился и изобрел... :confused: , да и Кузьмин не прочь быть первым в этом вопросе...

ну а если отойти от джазовиков, то в роке общепринятым является постулат - "начиная с легендарного Джимми Хендрикса эта техника (тэппинг) постепенно вошла в арсенал практически всех рок-гитаристов." :rotate:

ну а если отойти и от этих постулатов - то дисторшн сыграл здесь положительную роль, открыв гитаристам «непаханное» поле для поисков и экспериментов. Как вы понимаете, дисторшн выравнивает динамику, т.е. выполняет своего рода компрессию звука. Достаточно легких прикосновений к струнам, как уже идет звук, по динамике мало чем отличающийся от медиаторного звукоизвлечения (особенно на сильном перегрузе). Гитаристам это дало возможность использовать легатную технику, при которой звук в скоростных пассажах можно было извлекать без помощи правой руки, только пальцами левой руки при помощи всем известного приема - легато. Естественно, что правая рука, как и левая тоже могла «играть» на грифе....:gentleman
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

Олег Верещагин, ты вообще форум-то читаешь?!
Это интервью я уже размещал здесь примерно год назад.
Таинственный "Д.М." в скобках - это и есть Дима Малолетов, который брал это интервью у Ткаченко для журнала In/Out.

Кореш, насчет тэппинга - одно дело пару раз ткнуть пальцем правой руки в гриф, другое дело - реальная двухручная игра специально написанных для этого произведений.
У нас (в СНГ) так сейчас играют - на уровне полноценных концертных программ - только Энвер Измайлов и Дима Малолетов.
Ткаченко, к сожалению, сейчас подзабросил это дело в связи с перегруженностью работой в оркестре.
Если б судьбу знали заранее...

Fed

что-то интервью плодятся, как тараканы ...
год назад ничего такого не помню, но зато помню, как я его сканировал месяц назад из журнала "РиО" :lol:
Vita brevis, ars longa

Анатолий Вейценфельд

Если б судьбу знали заранее...

koresh

Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
Кореш, насчет тэппинга - одно дело пару раз ткнуть пальцем правой руки в гриф, другое дело - реальная двухручная игра специально написанных для этого произведений...

Понимаешь Анатолий, я не против - пусть себе играют, но мне как то режут слух выражения типа:

- Основатель школы двуручного тэппинга - как это читать? - вообще..., в России..., в СНГ..., в ..., когда он (тот самый "двуручный тэппинг) уже существовал добрых лет 20...
- а чего стоит фраза - «неофициальный» изобретатель техники двуручного тэппинга (это о Энвере Измайлове)...

Это сродни фразе типа - "Джаз в России изобрел..." :lol:

короче - «...ох уж эти "журналюги"» (упс, кажись я чего то... ну да ладно, надеюсь не побьютЪ :pray: )
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

padbiarez

Ня будзем біць цябе, Кораш:) А вось у адным з першых нумароў часопіса "Джаз-квадрат", у годзе недзе 1998-99 зьмешчанае маё інтэрвью з Валодзем Ткачэнкам, у якім ён распавядае пра свае гітары. Можа, на сайце часопіса яно й вісіць недзе...

koresh

Цитироватьавтор оригинала padbiarez
Ня будзем біць цябе, Кораш:) ...

Да все путем! (уж и поворчать то нельзя... :D )
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Петухов

По-моему, как раз в давнем интервью Дм. Подберезскому Вл. Ткаченко высказывается в том смысле, что много тэппинга – не так уж интересно. Видно, не самое богатое поле для музыканта, композитора, аранжировщика.
Это, скорее, такой концертный аттракцион. Смотреть выступления Энвера Измайлова интереснее, чем слушать в аудио. Кстати, на последнем "Сл. базаре" он классно урезал "Эй, ухнем!" без всякого тайпинга, "чёсом".

"Джаз в России изобрел..." Или "автор первой советской рок-оперы". Тут "сермяжная правда" видимо в том, что не друг у друга учились. Не по пятам, так сказать, ходили – Ткаченко за Измайловым, например. Каждый был первым... в своём микрорайоне.  

Кстати, о первых. Воспоминания Бергера и других - http://specialradio.ru/art/ .

padbiarez

А вось тут можна паглядзець сімфонію "Песняры" Уладзіміра Ткачэнкі. Запіс быў зроблены ў 2015 годзе ў Кацярынбургу на дзень народзінаў Мулявіна. https://drive.google.com/file/d/1tz49w5jr7IBwzgu9v4A7G6CiFa-GbTT1/view