ПЕСНЯРЫ.com - Статья: Вступление к песне (И.Лученок и "Песняры") (ВИА "Песняры")

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

Добавлено: 31.01.2006
Автор редакции: Иван Капсамун

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Спадчына
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Мы в ВКОНТАКТЕ

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

Вступление к песне (И.Лученок и "Песняры"). - Пионерская Правда, 14.04.1978

ВСТРЕЧА С УБЕЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Где начало новой песни, ещё до слов, ещё до нотных знаков, положенных на бумагу? Может, в шуме сосны и перезвоне капели? В плаче ребёнка, в ликовании и гневном гуле людской толпы? Сердце человека улавливает этот постоянно меняющийся голос жизни и откликается на него.
Игорь Лученок, автор все­мирно известной «Хатыни», «Верасов», «Спадчыны», работает над новой песней. Мелодия вырывается из-под сильных пальцев, распрямляется, как флаг на ветру. Ей нужен простор большого зала, улицы... И вдруг - задушевная, почти щемящая нота: так открыться, с такой доверчивостью сказать о своём, очень личном, можно лишь с глазу на глаз лучшему другу.
Это будет рассказ о многих - и только о себе. Так и у поэта, подарившего композитору эти строки:

Сражением юность
гремела
И я обращаюсь к
стране.
«Выдай оружие смелым
И в первую очередь -
мне!..»

Михаил Светлов. Сейчас он через годы смотрит прямо в глаза товарищам по комсомолу и говорит с ними о самом главном: «Пес­ня, Игорь Михайлович,- наше с вами оружие в науке убеждать. По тому, что и как поёт сегодняшняя молодёжь, можно судить не только о вкусах и моде - о состоянии сердец и душ».
Песня Игоря Лученка на­чиналась на испепелённой фашистами земле, в Белоруссии. 13-летний, никому не известный школьник учился музыке у Виктора Аркадьевича Белого, автора легендарной песни:

Орлёнок, орлёнок,
Взлети выше солнца…

Грозовое время революции жарко дышало, сражалось, оживая в каждом, кто пел «Орлёнка». Песня-памятник, нет, боец в длинно­полой походной шинели, в краснозвёздной будёновке...
«Старая будёновка» - одна из первых песен Игоря Лученка. Рядом с ней плечом к плечу в его песенном полку «Комсомольская юность», «Стоят на рейде наши бригантины», «Мы идем по земле». На месте чёрных развалин поднялись прекрасные города, подрастали дети, никогда не знав­шие войны, слышнее стала радость в гуле жизни. Но звенящая нота боя не смолк­ла, не ослабела. Не различать её - всё равно что потерять слух. Предать «Орлёнка».
- Люблю задушевность, сердечность, лирику. Вы знаете мою «Алесю», «Веронику». Но не могу пока ска­зать без всяких оговорок: «Как прекрасен этот мир». Нет, ещё не время для та­кой безмятежности. Идёт борьба за то, чтобы мир стал прекрасным. - Композитор размышляет вслух, называет имена Пахмутовой, Серхио Ортега, Виктора Хары, Жозе Барата Моро. Это все товарищи по оружию. Майк Глик, американский певец, рабочий парень, коммунист, назвал песню разговором с совестью людей. Виктор Хара на фестивале политической песни в Чили в 1971 году сказал, что песня - общий язык всех бор­цов за свободу, она не боится границ, даже языковых, потому что у людей, говорящих на разных языках, есть общий очень опасный враг.
Жизнью и смертью своей Хара доказал, что гитара может быть сильнее автомата.
Португалия, ноябрь семьдесят седьмого года. Игорь Лученок приехал в страну по приглашению Союза коммунистической молодёжи. Он встречается с крестьянами, рыбаками, с боевой молодежью южных провинций. Сотни кооперативов, рождённых революцией, ведут здесь настоящее сражение за своё право свободно работать на земле. Правительство отказывает в семенах и кредитах, бывшие помещики угрожают расправой - кооператоры не сдаются.
Советского гостя пригласили на собрание, где шел приём в коммунистическую партию. Он вышел к этим
людям с аккордеоном и запел «Памяти Виктора Хары». Зал подпевал на португальском. А потом все
вместе пели «Аванти, камарада», «Интернационал».
Во время поездки с ансамблем «Песняры» по Соединённым Штатам Америки композитор и его друзья встречали иногда недоумевающие лица журналистов: «Зачем лучшему советскому бит-ансамблю политика, ведь можно ограничиться только старинными песнями, чистым фольклором?»
О, это было очень ценное признание! Значит, «Хатынь», «Памяти Хары», «Баллада о четырёх заложниках» не оставляли равнодушными, мешали кому-то, беспокоили.
- Хара? Кто это такой? Первый раз слышу, - изумлённо поднял брови репор­тёр «Голоса Америки» Билл Макгаузр. Это изумление хорошо оплачено на радиостанции, там не хотят знать, не хотят слышать взрывоопасного имени. Ни разу в щедрых на музыку передачах не прозвучало песен всемирно известного певца.
Друзья и враги. Они есть и у песни, и она должна их знать, чтобы не оказаться слепой и беспомощной на запутанных дорогах сегодняшнего мира.
Осенью в Париже в дни всеобщей забастовки трудящихся Лученок пришёл на площадь Республики и долго стоял на краю тротуара. Мимо шли и шли люди. Несли плакаты. У многих аккордеоны в руках.. Было бы похоже на наше 1 Мая, если бы не угрюмые лица полицейских, неубранный мусор у всех домов и что-то неумолимо грозное в самом движении колонн.
Композитор слушал забастовку. Она шла в ритме «Марсельезы», под песни-марши, песни-призывы.
Песни - как люди. Одни, скользнув по поверхности, уходят незамеченными. Другие берут в себя боль и ра­дость других, идут против неправды, принимая пули врагов, и остаются в памяти живыми. Любимая мысль Игоря Лученка.
Он пишет для вас, для своих товарищей по времени, по жизни. Слышите музыку?

Я жду приказания штаба,
Когда в перекрёстном
огне
Оружие выдадут храбрым,
И в первую очередь -
мне!..

Эту песню композитор посвящает XVIII съезду ком­сомола.

И. СЕРГЕЕВА.
(Наш специальный
корреспондент).
В. МОРОЗОВ.
(Наш корреспондент).

г. Минск.

НА СНИМКЕ: Игорь Лученок и художественный руководи­тель ансамбля «Песняры» Вла­димир Мулявин. Лучшие песни композитора пришли к нам в исполнении «Песняров».
Снимок Ю. ИВАНОВА.[/color]

_________________

Свадьба на необитаемом острове, недвижимость в Тайланде, работа на лайнере, товары из Америки и прочие тренды являются ясным показателем глобализации. Учитывая положительный характер изменений, глобализация выступает как нечто крайне благоприятное. И в самом деле, раз уж она неизбежна, то по крайней мере следует пользоваться её лучшими плодами.

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение