ПЕСНЯРЫ.com - Статья: О музыке и о себе (ВИА "Песняры")

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

Добавлено: 29.09.2005
Автор редакции: Иван Капсамун

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Спадчына
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Мы в ВКОНТАКТЕ

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

О музыке и о себе. - Земля юности, 27.10.1982

Завтра в минском Дворце спорта - "Песняры"

О МУЗЫКЕ

И О СЕБЕ

МОНОЛОГИ МУЗЫКАНТОВ, АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ О ЖИЗНИ, МУЗЫКЕ И ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЯХ[/size]

ТРУДНО поверить — на сцене поют «Песняры», а в зале—пусто. Так, четыре-пять человек. Мулявин смотрит на часы: пять минут третьего. За окнами—голубая ночь.
— На сегодня хватит. Завтра, как всегда, к девяти...
«Песняры» репетируют. Завтра начинаются их концерты во Дворце спорта, первые за последние три года в Минске...

Владимир МУЛЯВИН:

Мы начинали свою исполнительскую карьеру с фольклора, несложного и достаточно популярного. Потом постепенно взялись за более сложные в музыкальном и философском отношении композиции. Это естественный процесс становления ансамбля, ведь чтобы найти контакт в разговоре с собеседником, нужно начинать с каких-то доступных тем.
Мне представляется, что если бы «Битлз», например, дебютировали своим поздним и совершенным альбомом «Клуб одиноких сердец», то, уверен, публика их бы не приняла, поскольку она раньше не слышала «Вчера», «Любовь не купить», — альбомов, может быть, и менее интересных в творческом отношении, но более простых в понимании и запомнившихся.
Наша притча «Песня про долю» отняла много времени и вызвала споры. Тем не менее мы считаем, что она была очень серьезной вехой на творческом пути. Дело в том, что взыскательный зритель ждет от нас постоянного роста, и не только в плане исполнительском, но и в плане художественном. Чуть раньше нас решилась на создание крупной вещи ленинградская группа «Поющие гитары». Они исполнили зонг-оперу «Орфей и Эвридика». Но особого успеха, на мой взгляд, опера не имела. И вот, думаю, в чем дело. В ней либретто написал очень известный сценарист, поставил ее талантливый режиссер, главные роли исполняли одаренные певцы. А где ансамбль? Он «растворился»...
Мы пошли иным путем. «Песня про долю» была вещью в некотором смысле театральной, но все «актеры» были «Песнярами». И в нашей следующей работе—рок-опере «Курган» по поэме Купалы — мы придерживались того же творческого принципа.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Чего проще поспорить: кто лучше? «Ариэль» или «Машина времени», «Синяя птица» или «Автограф»? Не важнее ли поговорить о тенденциях, наметившихся и ставших повседневной жизнью эстрады, о месте в этом «Песняров». Мне десятки раз приходилось отвечать на вопросы: «Что с «Песнярами»? Уверен, что ответы почти всегда не вызывали удовлетворения. Я говорил о том, что все в порядке, что «Песняры» готовят новую программу, ищут свое место в сложном музыкальном мире, а не лезут на «голубой экран» с первой же написанной и отрепетированной песней. Ведь за 13 лет сцены они дали восемь (!) новых программ. И это не в спокойных студийных  условиях, а в гастрольной суете. Подвижнический труд!
Но вопросы есть... И ответить на них могут только сами «Песняры».

Владимир МУЛЯВИН:

«Песняры» идут своим путем 13 лет. Самое сокровенное для нас — это оставить народную душу в любой песне. Когда это удается, мы счастливы.
Это понимают не все. Даже в «Песнярах». Вот почему у нас появляются новые люди. Это естественный творческий процесс. Потому что ансамбль — очень сложный, растущий организм, со своим видением музыки у каждого.
Наша основа — песня народная, а это значит—не стареющая никогда. Считайте эти слова и декларацией, и программой одновременно. И, может быть, внимание зрителей к нам и объясняется тем, что к народной основе песни мы обращаемся бережно и... смело. Мы — за звук открытый, но чистый и отточенный.
Любой ритм, окрашенный народной первоосновой, всегда будет отвечать духу времени. Ведь дело не в форме — то, что мы делаем, — национально по своей сути. Когда мы подходим к новой песне, вступает в действие принцип — осмотреть песню со всех сторон, взглянуть на нее с музыкальных позиций сегодняшнего дня. Вот одна из наших старых песен — «Ой, летели гуси с брода». Песня, услышанная нами в одной из полесских деревень, прекрасная песня. Мы попытались открыть ее заново— «пробовали» ее, то цимбалами, то трубой, то  скрипкой. Получилось. Из естественного полифонического богатства песни мы непременно добываем не только музыкальность, но и напряжение, и колорит, и драматизм.
Нас часто спрашивают, почему одна песня у нас идет в аранжировке, другая — почти совсем без музыкального сопровождения, только акценты в ней чуть смещены. Думается, что ответа здесь нет — просто мы считаем, что каждая песня хороша по-своему, просто нужно видеть в ней душу.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

По-моему, ВИА — это, прежде всего, группа единомышленников, исповедующих какую-то определенную музыкальную направленность. То есть это даже нужно понимать шире, вообще как союз. Почему канули в вечность многие интересные ансамбли? В силу своей случайности, непоследовательности творческих воззрений. Когда был в моде рок, они неистовствовали, когда пришло увлечение балладами, они трансформировались в задумчивых манестрелей, а когда нахлынула волна фолькбита, стали играть на балалайках, гуслях и даже на ложках. Потом было диско, а потом опять пришел рок. В общем, за всем не уследишь...

Владислав МИСЕВИЧ:

Песня хороша тогда, когда она волнует и радует. И здесь дело не в возрасте песни, она может быть и старой... Песня для всех станет тогда, если в ее основе волнующая мысль, вечная тема, высокое чувство. Это любовь, разлука, извечный треугольник, гамма человеческих чувств, выкристаллизовавшихся в мелодии. Так и в поэзии — какой большой поэт страшится тронуть «извечные истины» — любовь, разлуку? Ведь под рукой мастера самоцветами зажгутся «вечные» слова — они родник страстной эмоциональности. Вот почему в основе нашей деятельности поиск этой поэтической эмоциональности, бережное отношение к слову и звуку.
Вот наш цикл на стихи Янки Купалы. В музыке В. Мулявин смог воедино слить полифоническое звучание белорусских обрядовых песен с ценнейшими достижениями музыки последних лет. В цикле органически сочетается дудочка и синтезатор, полесская напевность и ритм...
Зря говорят — «легкая музыка»... Вспоминаю и думаю, как только сил хватило? Мы тогда жили только музыкой и мечтали о своем ансамбле. И вот добились известности, признания, но, честное слово, с грустью вспоминаем сентябрь шестьдесят девятого, наших милых «Лявонов», тот дворик в мядельской гостинице, где, к удивлению командированных, проводили первые репетиции. То было время дерзания, самоутверждения, но главное, что с той поры мы храним это стремление к поиску. Ибо формула «движение — жизнь» для нас имеет вполне реальный смысл.
Сейчас в группе много новых ребят. Это способные музыканты, и поэтому мы можем делать более сложные вещи, разнообразить их звучание, усложнить аранжировку. Но главное, что у них есть тот необходимый нам человеческий стержень, позволяющий быть «Песнярами» и делить поровну огромную ношу. Нет, не славы, а труда.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Видел маленькую, затертую и пожелтевшую от времени фотографию — паренек в солдатской форме. Это — Мулявин. В то время его отличали упрямство и желание научиться играть на всех инструментах ансамбля. В оркестр Белорусского военного округа он пришел прекрасным гитаристом, обещающим аранжировщиком. Здесь, в военном ансамбле, он познакомился с будущим костяком «Песняров» — Тышко, Мисевичем, Яшкиным и Демешко. Армия помогла узнать друг друга поближе, помогла сделать вывод — они не случайные встречные...

Александр ДЕМЕШКО:

— Демобилизовавшись, поиграли в разных бригадах и решили создать свой ансамбль. Понеслись со своей идеей к директору, филармонии. У нас ничего не было — ни ставок, ни крыши над головой, однако наша настойчивость кого-то тронула. Сказали:
— Что ж. пытайтесь...

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Они ночевали чуть ли не на вокзале и играли, играли. Был у них в ансамбле хороший трубач. "Однажды проснулись утром и трубача не увидели. От него осталась записка: «Ребята, я вас очень люблю, но жить так больше не могу, простите...»
Они выдержали все. И безденежье, и улыбки преуспевающих коллег, и равнодушие некоторых филармонических администраторов.
...На репетиции Владимир Мулявин поражает. Он на сцене: нервное лицо, руки, которые то взлетают вверх, страстно и неудержимо, то бессильно падают вниз, когда в стройном потоке звуков он не слышит чего-то, доступного только ему. Вот Мулявин поднял сжатые в щепоть пальцы и осторожно повел за собой звук, и «Песняры» послушно устремились за рукой — голосами, трубами, скрипками. Так рождалась музыка...

Валерий ДАЙНЕКО:

Я всегда смотрю в зал и нахожу чье-то лицо. Не упускаю его потом весь концерт. Если на лице безразличие, значит, я плохо пою, если на лице улыбка, печаль, то, что зовется гаммой чувств, — значит, порядок.
«Песняры» всей своей исполнительской деятельностью утверждают, что каждый зритель может стать «своим». Мы одинаково рады и молодежи, ждущей от нас импровизации, и людям, любящим строгость ритма. Наши песни—для всех!

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Вокалист Валерий Дайнеко принадлежит к «среднему» поколению «Песняров». Вместе с инструменталистами Игорем Паливодой и Владимиром Ткаченко он привнес в ансамбль новые, современные исполнительские краски, что, несомненно, обогатило творческую палитру коллектива. Есть у «Песняров» и новички: гитарист Борис Бернштейн, вокалист Игорь Пеня, ударник Владимир Беляев. В создании нового цикла на стихи Янки Купалы их вклад довольно значителен. Время покажет, смогут ли эти музыканты «новой волны» достойно пронести по эстрадным площадкам страны славу «Песняров»...
Итак, завтра на сцену Дворца спорта выйдут парни в белорусской национальной одежде — и зазвучат песни. Завтра у «Песняров» новый экзамен перед их главным почитателем и критиком — перед слушателями...

П. ЯКУБОВИЧ.

Почта в интернете опережает по популярности бумажную почту. Почтовые индексы актуальны до сих пор - далеко не все документы можно отправить электронным способом.

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение