Бадьяров.
==...Выступление в Москве было грандиозным…
…Времени на поиск исчезнувшего в дыму микрофона не было, и мне ничего не оставалось, как подскочить к микрофону опешившего Борткевича, и, слегка отталкивая его, импровизировать прямо на ходу.
…Еще задолго до начала концерта (в Гамбурге, 2001) мы с Володей проболтали в холле часа три без перерыва. Он курил сигарету за сигаретой, без устали рассказывая обо всех сложных перипетиях вокруг “Песняров”, о которых я, разумеется, подробно знать не мог. Я у него ничего не расспрашивал, просто слушал... А он все говорил и говорил, не в силах остановиться. Чувствовалось, что у него много чего наболело и очень хотелось выговориться тому человеку, который мог бы его понять и разделить его чувства…
…Помню, я еще тогда спросил Мулявина о его отношении к нынешнему составу “Песняров”. Он довольно тепло отозвался обо всех музыкантах, кроме… Борткевича. Им он был крайне недоволен и разочарован. “Представляешь, - рассказывал Володя, - я с ним начал заниматься еще в Америке, так как Леша за годы эмиграции совсем разучился петь. А то, что он там пел от случая к случаю, окончательно погубило его голос. Сразу после его приезда в Минск мне удалось с ним записать несколько фонограмм. И все! Больше Леша петь не может. И вообще, я его пригласил всего на пару концертов, а он взял… и остался. Не знаю, что мне сейчас с ним делать. Жалко мне его, пропадет…”.
И вдобавок поведал мне многое, весьма интересное о Борткевиче, в частности о том, что Борткевич мечтает занять поскорее его место, желая при этом ему, Мулявину, скорейшей смерти: так он его ненавидел...==
Орлов.
==Зал Белгос филармонии, концерт только что вернувшихся из Москвы после триумфального выступления в Концертном зале «Россия» <Песняров> с оркестром М. Фипберга. Огромная, на два с половиной часа, программа. Не слышанных публикой произведений нет — по сути, это антология творчества коллектива за три десятка лет его существования. Это повторение московского концерта, который вскоре будет показан по российским каналам. Единственно, без голоса, скрипки и гитары Валентина Бадьярова — тот уже вернулся домой, в Германию. В Минске государственное телевидение концерт не снимало — так, были любители с камерами; поэтому доказательно сравнить два последних выступления «Песняров» невозможно, полагаться можно только на субъективные впечатления. Очевидно: после московского успеха музыканты, что называется, в ударе, Володя вдохновенно играет и поет, в том числе произведения, которые так и не были записаны на грампластинки. После концерта за кулисами рассеянно принимает наши поздравления... Ни он, ни мы, зрители-минчане, не знаем, что видимся в последний раз.
А перед тем, 23 января, сосед мой Леня Борткевич и друг семьи Валентин Бадьяров дома у меня за долгим ужином пьют вино, объедаются рыбой, пловом с бараниной и рассказывают, рассказывают подробно (есть в личном архиве десяток фото) о событиях в Москве: о запечатленной навеки в Аллее Звезд фамилии Мулявина, о салюте-фейерверке, устроенном в его честь. Но главный рассказ был — о концерте, музыканты первого состава говорили, перебивая друг друга:
— Четыре с половиной часа он шел!
— Была мощная репетиция и мощный концерт!
— Муля основную тяжесть вокала взял на себя — все свое, фирменное, исполнял и в аккордах пел!
— Нас принимали, поверишь, как будто собрался ансамбль «Битлз» в полном составе!
— Такого приема не было никогда и нигде!
Б а дьяр о в: — Вспоминали мои песни с грампластинок «сябров-ского» периода, из альбома «Музыкальный дом* — я про некоторые и сам уже забыл! Автографы брали.
— Мы думали, что давно, как говорится, «стерты из памяти народной»! А тут...
— Был отчет вообще о пашем тридцатилетнем существовании.
— Толя Кашенаров из Штатов не прилетел, хотя обещал.
— Это на него похоже.
— Пожалеет. А Шурик Демешко живет в Москве, но не пришел, не встретился, даже не позвонил. Может, ему и неинтересно.
Бадьяров: — Исполняем «Ой, рапа на Ивана», а Муля мне вдруг приказывает: «Бери скрипку! Играй каденцию!» Я и стал импровизировать...
Борткевич: —Не прибедняйся, Валик! Играл ты исключительно!
— Банкет был до пяти утра.
— А после Дуфуня Вишневский пригласил в свой ресторан. А Валик там...
— Я же не расстаюсь со скрипкой, гак цыгане уговорили с ними поиграть!
Мои гости осознавали, что в тот московский вечер пережили свой последний звездный час, что время сотрудничества в «Песнярах» было, пожалуй, лучшими годами их жизни. К тому же — «когда мы были молодыми...».
А до этого, 19 января.
Мы на последней — перед Москвой — репетиции «Песпяров» с коллективом Михаила Финберга в помещении базы Государственного концертного оркестра Беларуси. Поют Леня с Валентином, с которыми накануне я беседовал у себя дома, узнал много неизвестного об их нынешней жизни — одного в США, другого в Германии,— но, главное, о взаимоотношениях в коллективе, о смешных и трогательных неповторимых встречах во время гастролей его былого состава. ==
_________
Вызов Деда Мороза и организация Нового Года это не высокое искусство, но очень востребованно детьми и их родителями.